«Салон Независимых» (Salon des independants) и «Осенний салон» (Salon d’automne) группировали вокруг себя современных парижских художников и представителей «Парижской школы», в противовес другим салонам, имевшим академическое направление.

«САЛОН НЕЗАВИСИМЫХ»

Отчёт о выставке «Салона Независимых». «Огонёк». 1914. Слева внизу скульптура А.П.Архипенко «Медрано» (1913–1914). В центре сверху вниз: «Усовершенствованный портрет И.В.Клюна» (1913. ГРМ) и «Самовар» (1913. МоМА) К.С.Малевича

«Салон Независимых» – наиболее свободный из салонов – был основан в 1884 как выставочное объединение без жюри и без премий. С 1910 его президентом был Поль Синьяк. В нём могли участвовать как известные художники, так и молодые выпускники парижских академий и даже не получившие художественного образования. Это положение порождало определённые сложности в устройстве выставок, но и давало неограниченные возможности молодым мастерам. Состав участников, как правило, был интернациональным. Так, например, в 1910 из двухсот семидесяти двух участников сто шесть были иностранцами, а в 1922 из пятисот двадцати пяти – шестьдесят русских художников, пятьдесят польских, сорок два американских.

Для большинства русских художников, живших во Франции, это была единственная возможность показывать свои произведения. В Салоне Независимых участвовали многие русские художники (например, В.В.Кандинский в 1907, И.И.Машков впервые в 1911), но кульминацией стала экспозиция 1914 – семьдесят восемь мастеров экспонировали свои произведения. Среди них – наиболее важные персонажи авангарда: братья Д.Д. и В.Д.Бурлюки, К.С.Малевич, А.А.Экстер, М.В.Матюшин, И.А.Пуни. Работы этих художников – неопримитивистские и кубофутуристические – доставили в Париж с помощью Пуни и под маркой Русской академии. Из живших в Париже русских были представлены Н.И.Альт­ман, А.П.Архипенко (впервые – на салоне в 1911), В.Д.Баранов-Россине, М.И.Васильева, Михаил Кикоин, Леопольд Сюрваж, О.А.Цадкин, М.З.Шагал, Серж Шаршун, Д.П.Штеренберг. Это многообещающее сотрудничество России и Франции в области современного искусства было прервано Первой мировой войной и уже никогда в таком масштабе не возобновлялось.

«ОСЕННИЙ САЛОН»

«Осенний салон», основанный в 1903 (председатель Эжен Каррьер), современное искусство не отвергал, но был более консервативен. В его жюри входили французские и иностранные художники. Поскольку он состоял из различных секций (изобразительное и декоративное искусство, архитектура, а с начала 1920-х и кино), внутри салона завязывались связи разных видов искусств. Кроме ежегодных выставок, «Осенний салон» устраивал мемориально-монографические экспозиции, выставки отдельных направлений или школ.

Среди первых русских на «Осеннем салоне» был С.П.Дягилев, открывший осенью 1906 выставку русского искусства – на ней были представлены иконы, декоративное искусство XVII–XVIII веков и современные художники (А.Н.Бенуа, М.А.Врубель, И.Э.Грабарь, И.Е.Репин, Н.К.Рерих, В.А.Серов, К.А.Сомов). Собственные произведения выставляют Кандинский (1904–1907) и А.Г.Явленский. Вскоре уже многие русские художники охотно экспонируются на «Осеннем салоне». В его VIII выставке (1910) принимали участие Баранов-Россине, П.П.Кончаловский, П.В.Кузнецов, Машков, в IX выставке (1911) – Архипенко, Л.С.Бакст, Сюрваж и снова Баранов-Россине, в X выставке (1912) – вместе с Архипенко и Барановым-Россине выставлялся Шагал, в XI выставке (1913) – Баранов-Россине, Сюрваж и Цадкин (всего в ней участвовало пятьдесят два русских художника). В рамках этой выставки была устроена также экспозиция русского народного искусства.

В конце 1910 в Париже читались лекции о русской поэзии, организованные Александром Мерсеро и финансированные «Осенним салоном».

После 1917 русские художники, жившие в России, в парижских салонах уже не выставлялись.

Литература:
  • Литература: Ж.-Ю.Мартен, К.Наггар. Художественные связи. Париж – Москва // Париж – Москва. Т.1.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов