«Русские сезоны» и «Русские балеты» Сергея Дягилева

Сергей Дягилев – организатор «Русских сезонов» и труппы «Русский балет Дягилева», пропагандист русского искусства в Европе и США, непосредственного отношения к искусству авангарда не имел, однако привлекал к совместной работе художников-авангардистов.

Он родился в дворянской семье. В детстве жил в Петербурге, затем в Перми, у И.П.Дягилева, дяди по отцовской линии, мецената и основателя музыкального кружка. В 1890, после окончания гимназии, Дягилев вернулся в Петербург.

Свою деятельность Дягилев начал в конце 1890-х – сразу после окончания юридического факультета университета. В 1898 вместе с А.Н.Бенуа он создаёт художественное объединение «Мир искусства» и начинает издание одноимённого журнала (в журнале участвует и как редактор, и как автор). Вскоре передовые художественные силы – в поисках нового выразительного языка и противостоянии социально-ориентированному искусству передвижников – объединились под эгидой «Мира искусства».

Устройство выставок – особая сфера, в которой Дягилев был первопроходцем, создателем нового вектора развития. Его приоритетом было преодоление границ между русским и европейским искусством. Первым шагом стала «Выставка современных английских и немецких акварелистов (1897). Затем последовали «Выставка скандинавских художников» и «Выставка русских и финляндских художников» (1898). Важнейшей стала «Историко-художественная выставка русских портретов» (1905), открывшая широкой публике русскую портретную школу XVIII–XIX веков. Дягилев первым показал Европе широкую панораму русского искусства – от икон до современных художников – на Осеннем салоне 1906.

Театральная (в том числе и балетная) деятельность Дягилева началась с его работы над «Ежегодником Императорских театров» (1899), а первой постановкой стал балет «Сильвия» Лео Делиба. С 1909 по 1913 Дягилев руководит «Русскими сезонами» – ежегодные гастроли русских исполнителей и артистов в Европе. Из художников были привлечены в основном мирискусники, а из авангардистов – Н.С.Гончарова и М.Ф.Ларионов.

В 1911 создаётся труппа «Русский балет Дягилева», проработавшая до смерти её основателя (1929). В конце 1913 Дягилев приглашает Гончарову оформить балет-оперу «Золотой петушок» в парижской Опере, для чего в мае 1914 вместе с М.Ф.Ларионовым она оказывается в Париже. Второй и последний выезд из России Гончаровой и Ларионова (июль 1915) связан также с предложением Дягилева – в этот раз уже обоим художникам – работать для «Русских балетов».

Их совместное творчество у Дягилева было чрезвычайно плодотворным. Ларионов вспоминал о Дягилеве с благодарностью: «Дягилев считался образчиком художественного вкуса решительно среди всей художественной молодёжи, без различия направления их искусства. <…> Всё, что он делал, было быстро, продуктивно и остро. Он удивительно всегда чувствовал, когда именно и что нужно сказать или показать. <…> Дягилев давал возможность работать и умел показать произведение целому свету». (Воспоминания Ларионова о С.П.Дягилеве // Михаил Ларионов – Наталия Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись. Авт.-сост. А.Г.Луканова. ГТГ. 1999/2000. – Каталог. М., 1999. С.189–191).

С Дягилевым работали Пабло Пикассо, Жорж Брак и Андре Дерен.

Автор статьи: А.Д.Таргулов



Литература:
  • Haskell A. L., Nouvel W. Diaghilheff. His artistic and private life. London, 1935;
  • S. Grigoriev. The Diaghilew ballet. 1909–1929. Harmondsworth, 1960. (Русский перевод: С.Л.Григорьев. Балет Дягилева. 1909–1929. Предисл. Н.А.Чистяковой. М., 1993);
  • M.Larionov. Les Ballets Russes de Diaghilev. Paris, 1972;
  • Сергей Дягилев и русское искусство. Сост. И.С.Зильберштейн, В.А.Самков. Т. 1-2. М., 1982;
  • М.Н.Пожарская. Русские сезоны в Париже. М., 1988;
  • И.В.Нестьев. Дягилев и музыкальный театр XX века. М., 1994;
  • В.Федоровский. Сергей Дягилев или Закулисная история русского балета. М., 2003;
  • Серж Лифарь. Дягилев, С Дягилевым. М., 2005;
  • Н.Д.Чернышова-Мельник. Дягилев: Опередивший время. М., 2011;
  • Шенг Схейен. Дягилев. «Русские сезоны» навсегда. Пер. с нидерл. Н.Возненко, С.Князьковой. М., 2012.

Автор статьи: