Пролетарские музеи

Москва. 1918–1923

Сеть районных музеев, организованная Музейной комиссией Моссовета в 1918–1920 в Москве.

Название «пролетарский» подчёркивало агитационный характер культурного начинания. Пролетарские музеи, призванные готовить трудящихся к пониманию прекрасного, были построены по новому, прежде не применявшемуся принципу музеев «первой ступени». Небольшие по размеру, они сознательно противопоставлялись большим музейным собраниям Москвы, в основе которых лежал серьёзный научный подход (подотделом центральных музеев Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины планировалась организация в столице следующих музеев: Музея западного искусства, Национального художественного музея, Музея восточного искусства и Музея русского искусства и быта).

Для создателей пролетарских музеев гораздо более важным являлось не качество музейных коллекций, а идея приближения произведений искусства к трудящимся и попытка привить им бережное отношение к памятникам старины. Созданию сети небольших музеев способствовал декрет «Об отмене права частной собственности на недвижимость в городах» (20 августа 1918), сопровождавшийся принудительным отчуждением в пользу Советской власти зданий определённой стоимости, в число которых попало большинство московских особняков.

Первый Пролетарский музей открылся в годовщину революции, 7 ноября 1918, в особняке О.П.Леве на Большой Дмитровке, 24. Затем все районные музеи стали называть пролетарскими и присваивать им номера. Всего в Москве за 1918–1920 успели открыть восемь музеев и пять филиалов.

С профессиональной точки зрения пролетарские музеи были крайне слабы. В большинстве случаев их отличал случайный подбор вещей, дидактичность экспозиции и расположенность вдали от центра города. Только в случае превращения в пролетарский музей сложившихся художественных собраний этих недостатков удавалось избегать (как было в случае с собранием И.С.Исаджанова). Наиболее полным и менее разнородным был I Пролетарский музей Городского района (7 ноября 1918–1923), экспозиция которого давала представление об основных этапах развития отечественного искусства – начиная с XIV столетия до современности. По свидетельству С.М.Романовича, сюда были переданы коллекции и библиотека М.Ф.Ларионова.

Порочность идеи создания пролетарских музеев стала причиной скоротечности этого феномена: первый музей открылся в ноябре 1918, а к 1923 все восемь музеев уже были ликвидированы (переломом для столь печальной участи стало наступление Нэпа). Коллекции пролетарских музеев были расформированы и поступили в ГМФ, откуда впоследствии были распределены по различным музеям. В большинстве случаев это привело к обезличиванию произведений. Здания, занимаемые пролетарскими музеями, отошли клубам и производственным музеям.

Литература:
  • Ю.Н.Жуков. Сохранённые революцией. Охрана памятников истории и культуры в Москве в 1917–1921 годах. М., 1985;
  • Г.А.Кузина. Государственная политика в области музейного дела в 1917–1941. Музей и власть. М., 1991;
  • Е.Б.Овсянникова. Первый пролетарский музей // Панорама искусств. Вып.7. М., 1984;
  • Natalia Semenova. A Soviet Museum Experiment // Soviet and Post Soviet Review. Treasures into Tractors. The Selling of Russia's Cultural Heritage, 1917–1937. Washington, 2007;

Автор статьи: Н.Ю.Семенова