Прикладного искусствознания выставка (Выставка прикладного искусствознания)

Ленинград. ГИИИ. 6–20 февраля 1928

Экспозиция демонстрировала результаты деятельности двух особых подразделений Отдела Изо ГИИИ – мастерской художника-экспериментатора К.С.Малевича и комитета современной художественной промышленности А.С.Никольского, а именно: работу «по овеществлению некоторых принципов современного искусства в условных материалах, макетах, “архитектонах” <...> и по конкретизации отмеченных построений в целях приложения к потребностям современного строительства и промышленности» (формулировки отчёта ГИИИ за 1927–1928).

В названии выставки закреплена попытка связать лабораторную продуктивную практику, представленную как «область исследования производственной формы» (В.Ермолаева), с задачами изучения проблем искусства, профильными для ГИИИ.

Комитетом художественной промышленности были показаны (в планах и чертежах) проекты крематория, бань, школы, рабочего клуба, рабочего жилища и мебели для него, детской площадки (руководствуясь отчётом комитета, сюда можно добавить проекты киноклуба на 500 человек, зала общественных собраний на 1000 человек, трамвайной остановки), а также лабораторные образцы новых материалов и конструкций и разработки в области архитектурной полихромии. В обзоре выставки, написанном В.М.Ермолаевой, отмечалась связь предлагаемых комитетом формальных решений с широко понимаемым конструктивизмом и «эстетическими задачами современной западной плоскостной архитектуры». По всей видимости, многие из этих проектов в 1927 экспонировались на Первой выставке современной архитектуры в Москве.

Мастерская Малевича, имея «целью найти и утвердить определённый стиль» (Ермолаева), представила объёмные беспредметные модели динамического и статического типа (архитектоны), их фрагменты и архитектурные детали. В упомянутом обзоре Ермолаева подчеркнула: свою работу в этой области Малевич «ведёт, исходя из ранее <...> найденной им системы супрематизма, развивая в объёме тот же порядок строения формы и тот же ритм, что был им обнаружен для плоскостного построения». Статья Ермолаевой, напечатанная в «Жизни искусства», была проиллюстрирована некоторыми работами (Н.М.Суетин. Архитектона «Домма» (С.16); Мастерская Никольского. Модель зала общественных собраний на 500 человек (С.16); Малевич. Архитектона «Лукос» (С.17); Мастерская Никольского. Трам­остановка с парикмахерской и общественной уборной (С.17).

Выставку посетили 653 человека, прошло несколько экскурсий. На открытии Никольский прочёл доклад «Прикладное искусствознание».

Литература:
  • В.М.Ермолаева. Выставка прикладного искусствознания // Жизнь искусства. 1928. №9. 28 февраля; Хан-Магомедов 2007;

Архивы:
  • ЦГАЛИ СПб. Ф.82. Оп.3. Д.28;

Автор статьи: И.Н.Карасик