ПГХГ (Пермская государственная художественная галерея)

Коллекция ПГХГ русского авангарда 1910–1920-х включает произведения живописи, графики, гравюры, плаката, футуристической книги, декоративно-прикладного искусства, агитфарфора. Собрание складывалась на протяжении ХХ века. Первые работы художников авангардистов поступили в 1920, тогда ещё в Художественный отдел Пермского научно-промышленного музея. Губоно (Губернский отдел народного образования) командировал заведующего музеем А.К.Сыропятова и научного сотрудника А.Я.Вашурова в Москву для получения экспонатов в Пермский музей. В сотрудничестве с И.Э.Грабарём было отобрано 37 картин, в том числе работы художников «левого направления».

В этот же год из Государственного фарфорового завода (Петроград) в Пермскую коллекцию поступили уникальные памятники агитационного фарфора.

Следующий этап формирования коллекции был связан уже с Пермской художественной галереей, получившей статус художественного музея в 1922.

В 1921–1928 источником комплектования коллекции был Государственный музейный фонд Москвы и Ленинграда, который был сформирован из национализированных частных собраний. В эти годы в галерею поступили рисунки Л.С.Поповой, В.Ф.Степановой, картины «Архитектурный пейзаж» А.В.Грищенко, «Натюрморт. Цветы и фрукты» А.В.Куприна, «Генуэзская крепость» К.Ф.Богаевского, «Портрет А.П. Люц» А.Я.Головина и другие. Произведения передавались с выставок «нового искусства» из Москвы и Петрограда.

С 1925 в Перми начали проходить выставки современного искусства края, которые включали работы художников Перми, Свердловска, Тюмени, Кургана и были прообразом будущих региональных художественных выставок «Урал социалистический», а с 1990-х – «Урал». Спектр стилей и направлений выставок «свободного искусства» был широким – от реализма, символизма – до футуризма. Произведения после экспонирования на выставках поступали в музей. Так были переданы картины М.П.Каменской «Общий вид Березниковского содового завода с Камы», «Солеваренный завод Верхне-Камского округа». С выставок Пермских художественно-промышленных мастерских в галерею поступили произведения преподавателя мастерских П.И.Субботина-Пермяка «Купальщицы», эскиз картины «АУ-У». Эскизы костюмов к постановкам балета «Золотой петушок» и другим спектаклям 1920-х, созданных деканом декоративного факультета Пермских художественно-промышленных мастерских В.И.Иконниковым, были переданы в галерею в 1929 И.М.Вахониным, главным художником пермского ТРАМа (Театр рабочей молодёжи).

В 1922 он же подарил галерее более 60 рисунков и набросков В.И.Иконникова, среди них «Церковь с колокольней» и «Крестьянин на поле с женой и ребёнком». В 1927 краевед, журналист, собиратель Е.Н.Косвинцев передал в дар серию плакатов и лубочных картинок, в том числе сатирические плакаты К.С.Малевича, А.В.Лентулова, В.В.Маяковского, посвященные Первой мировой войне.

Из Свердловской картинной галереи <…> «В исполнение приказа Облоно от 10 октября 1935 направлено в Пермскую галерею для обмена» <…> 39 картин с тематикой «Стройки Урала в живописи и графике» и 16 картин художников «левых направлений». В обмен из Перми было передано 30 произведений живописи, графики русских художников, несколько икон.

В результате обмена в ПГХГ оказались эталонные произведения авангардистов: Н.С.Гончаровой «Лучистые лилии» (1913); Л.С.Поповой «Портрет» (1916); А.М.Родченко «Композиция» (1918); Р.Р.Фалька «Пейзаж» (Старая Руза), П.П.Кончаловского «Натюрморт», А.А.Осмёркина «Натюрморт. Стеклянная посуда» (1919); А.В.Куприна «Натюрморт. Цветы» и другие.

Известный поэт-футурист, авиатор и художник В.В.Каменский, родившийся в Перми, в 1935 подарил Пермской галерее ряд работ своих друзей-художников: В.Н.Пальмова «Балерина», Д.Д.Бурлюка «Уральский пейзаж» (1910); свои картины в примитивистском стиле «Павлин», «Пруд в селе Ильинском».

С 1970-х галерея получила больше возможностей самостоятельно, не централизованно пополнять коллекцию. Сотрудники галереи в 1970–1980-х приобретали и получали в дар работы мастеров рубежа XIX и XX века от родственников художников, покупали у коллекционеров. После персональной выставки А.В.Шевченко дочь художника Т.А.Шевченко передала галерее картины мастера: «Лучистая композиция» (1914), «Купальщицы» (1919) и несколько рисунков. После выставки «История одного портрета. Габричевский» Р.Р.Фалька было приобретено несколько картин, в том числе «Лиза с зонтиком» (1911). Таким же образом от наследников художников в галерею поступили картины П.В.Кузнецова, А.В.Лентулова. Б.И.Анисфельда, А.И.Русакова, рисунки В.Н.Чекрыгина, гравюры А.М.Родченко. Серия эскизов праздничного оформления Москвы к годовщине Красной Армии, выполненная П.И.Субботиным-Пермяком, поступила в галерею в 1980-х, когда было решено открыть в Кудымкаре мемориальный Дом-музей художника – музейщики при разборе его архива обнаружили пачку листов с эскизами праздничного оформления Москвы.

Коллекция авангарда в ПГХГ представлена многими видами и направлениями – примитивизм, лучизм, кубофутуризм, супрематизм (последователи К.С.Малевича – И.Клюн, Л.Попова, супрематические композиции И.Суетина, С.Чехонин в агитфарфоре). Работы постоянно востребованы на зарубежных и отечественных выставках.

Автор статьи: Н.В.Казаринова



Автор статьи: Н.В.Казаринова