Первая Дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства

Москва, Тверская, 54 (выставочное помещение Вхутемаса). 11 мая – 22 июня 1924

Издан каталог: 1-я Дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства. М., 1924.

Выставка представляла более 200 работ почти 40 художников различных объединений, таких как «Быт» (И.Г.Папков, К.К.Пархоменко), «Объединение трёх» (А.Д.Гончаров, А.А.Дейнека, Ю.И.Пименов), конкретивисты (П.В.Вильямс, Б.И.Волков, К.А.Вялов, В.И.Люшин, Ю.А.Меркулов), конструктивисты (В.А. и Г.А.Стенберги, К.К.Медунецкий), «Метод» (проекционисты) (С.Б.Никритин, С.А.Лучишкин, А.Г.Тышлер, К.Н.Редько, М.М.Плаксин, Н.А.Тряскин, А.А.Лабас – вне каталога), Первая рабочая группа конструктивистов (А.М.Ган, Г.Л.Миллер, Л.М.Санина, Г.Д. и О.Д.Чичаговы, А.А.Миролюбова), Первая рабочая организация художников (Г.Г.Александров, П.И.Жуков, А.В.Ванециан, М.М.Сапегин, И.И.Королёв, К.Ф.Логинов, Н.А.Меньшутин, А.Н.Руднев, А.Ф.Степанов, И.П.Яковлев, Н.П.Прусаков). Вне объединений выступил И.М.Чайков.

Афиша «Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства». 1924. Москва

Группа «Быт» представила бытовые портреты и интерьеры: две работы Пархоменко – «Чайная» (1923), «Прачка» (1924), одну Папкова – «Семья» (1924).

«Объединение трёх» не выдвигало отдельных лозунгов, экспонировало сюжетные картины, портреты, сатирические иллюстрации. Среди них – «Футбол» Дейнеки (1924) и работа Гончарова «Голова» (1923).

Конкретивисты выступили под лозунгом: «Конкретность – вещь в себе. Конкретность – сумма опыта. Конкретность – форма». Были выставлены жанровые композиции на современные темы и портреты. Среди них – «Милиционер» Вялова (1923), «Решение зелёного» Люшина (1923), «Композиция РККА» Волкова (1924), «Монтаж О.Д.В.Ф.» Вильямса (1924).

Конструктивисты братья Стенберги и Медунецкий представили лишь планы и фотографии сделанного в период с 1917 по 1924. В примечании подчёркивалось, что эти работы, побывавшие на выставках СССР и Европы, создали школу конструктивизма.

Самой многочисленной оказалась экспозиция группы «Метод». Она представляла собой развёрнутую демонстрацию направления проекционизма: аналитические исследования живописи, чертежи, графики, конструкции, планы, текстовую информацию. В своём манифесте проекционисты заявляли о том, что художник – не производитель вещей потребления (шкаф, картина), а создатель индивидуальных проекций (метода) посредством новой организации материала. Каждый из художников-проекционистов представлял свой метод, в основном аналитического исследовательского характера. Экспонировались «Работа аналитическая. Координаты живописной плоскости» (1924), «Координаты построения живописных масс» (1924) Лучишкина; «Организационные координаты напряжения цвета» (1923), «Человек» (1923), «Желание сдавить голову» (1920) Тышлера. Редько показал работы направления электроорганизма – «Периодическая основа синтетического образа (глубина)» (1924), «Периодическая основа свето-синтетического развития (перемещения)» (1924) и другие. В экспозиции были представлены не законченные результаты, но «мысли», исследования, проекты. Лидер группы Никритин демонстрировал метод «тектонического» исследования – текст на большом холсте, занимающий половину стены, фотографии, чертежи, рельеф, объёмное сооружение (1921–1924; всего 26 единиц). Сопроводительный текст гласил: «Хочешь ознакомиться с чертежами? – затрать на них часа 2». В экспозиции использовалась лестница-стремянка. Рядом был выставлен живописный «Портрет Л.Я.Резникова» с надписью: «Выставляю как показатель своего профессионального мастерства, от которого отказываюсь, считая его социально реакционным». Плаксин показал яркие, красочные абстрактные работы – «Планетарное», «Первобытное». Тряскин представил движущийся «Универсальный театральный станок» с лестницей и системой подвижного щита театра (эти инженерные инновации были применены в спектаклях Проекционного театра в 1922–1923), сопроводив модель чертежами и фотографиями, а также выставил рабочие станки для клуба, которые можно было поднимать, опускать, раздвигать.

Проекционисты впервые в истории искусства XX века представили на этой выставке пример концептуального решения экспозиции как оформления «идеи» – такой подход к оформлению выставок появится лишь в новейшем искусстве второй половины XX века.

Первая рабочая группа конструктивистов представляла собой объединение студентов полиграфического факультета Вхутемаса, которые под руководством Гана претворяли в жизнь истинные ценности конструктивизма. В большом и ёмком манифесте участники 1-й рабочей группы объявили, что «не отказываются от основных положений конструктивизма, а лишь преследуют агитационные цели – сделанными вещами участвовать в демонстративной дискуссии молодых групп». Была сформулирована целевая установка: «Никакого поворота в сторону искусства, никаких отступлений от занятых позиций». Своей экспозицией группа демонстрировала «истинный конструктивизм».

Экспонаты были разделены по сферам предметно-художественного творчества: «I. Производственная ячейка арматуры повседневного быта (Г.Л.Миллер. Проект рабочего стола; Санина. Проект газетного лотка; Ган. Переносный станок для розничной торговли; Киоск “Всерокомпом”). II. Производственная ячейка детской книги (Г. и О.Чичаговы в содружестве с Н.Г.Смирновым, автором текста “Откуда посуда”, “Детям о газете” и т.д.). III. Производственная ячейка проз- и спецодежды (Миролюбова, Санина и Миллер. Блуза а) механика, б) носильщика, в) шахтёра [и т.д.]). IV. Производственная ячейка типографского производства или Конструкции вёрстки печатной плоскости. (Ган. Продукция ряда типографий: 14-й Мос­полиграфа, типографии Постнова, образцовой типографии Вхутемаса)».

Первая рабочая организация художников (выпускников Вхутемаса) под лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» выставила архитектурные конструкции и театральные макеты.

Чайков представил коллекцию кубистических этюдов и проект памятника Я.М.Свердлову.

Дискуссионная выставка стала важным событием в истории художественной жизни 1920-х. Она ярко продемонстрировала всю палитру направлений художественной мысли, многочисленность групп, каждая из которых претендовала на верность выбранного пути. Участники вспоминали: «Это была выставка, на которой ходили и ждали, когда там начнётся драка, потому что мы страшно горячо отстаивали свои убеждения, оставаясь товарищами между собой». Выставка также показала разрыв между молодым и старшим поколением авангардных художников и выявила три основных вектора развития искусства на данном этапе: первый – продолжение анализа станкового искусства, восходящего к исследованиям авангарда в Инхуке, с целью установления новых систем развития и изучения живописи; второй – противоположный – принцип конструктивистов, отрицающих станковое искусство; третий подразумевал поиск современных путей живописи в продолжение традиций раннего авангарда (приёмы «Бубнового валета» и других).

Выставка была названа «дискуссионной», поскольку не выдвигала единой и безусловной точки зрения на вопросы стиля, а лишь раскрывала разнообразие подходов к проблеме метода нового искусства. Важным последствием выставки стало образование ОСта из групп «Метод» и конкретивистов.

Литература:
  • Я.А.Тугендхольд. Дискуссионная выставка // Известия. 1924. 31 мая;
  • С.А.Лучишкин. Я очень люблю жизнь. Страницы воспоминаний. М.,1988;
  • Ш.Дуглас. Период перехода. 1-я Дискуссионная выставка и общество станковистов (ОСТ);
  • И.В.Лебедева. Лирика науки – «Электроорганизм» и «Проекционизм» // Великая утопия;
  • А.Н.Лаврентьев. Алексей Ган. М., 2010;
  • Л.Р.Пчёлкина. Экспериментальное искусство 1920-х в России: теория и практика художников-проекционистов (группа «Метод») // Экспериментальное искусство. Влияние теории на художественное творчество. Сб. статей под ред. О.Личчиарделло, С.Ломбардо, В.Петрова. М., 2011.;

Автор статьи: Л.Р.Пчёлкина