Пермские ГСХПМ (Государственные свободные художественно-промышленные мастерские. ВГХПМ)

1919–1922

Пермские государственные свободные художественно-промышленные мастерские (ГСХПМ) были образованы в сентябре 1919 на базе Народного художественного училища, открытого Союзом свободных художников в 1918. Организатором и уполномоченным мастерских в Пермской губернии стал П.И.Субботин-Пермяк, командированный в Пермь Отделом Изо НКП.

К маю 1920 в Перми действовали декоративная, живописная, гончарная, графическая, скульптурная, резная, столярная и игрушечная мастерские, а также общеподготовительная группа (включавшая изучение красок, форм и фактуры), в которых числилось 74 студента.

По инициативе Субботина-Пермяка в октябре 1919 были открыты также художественно-промышленные мастерские в Кудымкаре (на родине художника) на базе местных промыслов. В уставе Кудымкарских мастерских, датированном 14 июля 1919, была подчёркнута цель «дать художественное направление ещё издавна существующим различным ремёслам в крае». Мастерскими в Кудымкаре заведовала Е.И.Субботина, жена и помощник Субботина-Пермяка. Структура мастерских включала учебную часть, практическую и производственную. При мастерских был создан музей, в котором уже тогда было собрано более двух тысяч предметов. Здесь проходили дискуссии о современном искусстве, устраивались выставки, ученики своими силами ставили спектакли. Субботин видел в мастерских «рассадник развития местного пермяцкого искусства, в которое должно влиться новое, свежее и сильное искусство». Здесь имелось хорошее оснащение станками, но почти сразу встал вопрос о средствах к существованию.

Субботин-Пермяк принимает участие в Первой Всероссийской конференции учащих и учащихся ГСХМ в июне 1920, по возвращении из Москвы он уже в августе создаёт художественно-промышленные мастерские в Кунгуре. Здесь имелась хорошая производственная база, были открыты ткацкое, гончарное, столярное, кройки и шитья, трикотажное, изящного рукоделия и живописное отделения.

Пермские ГСХПМ становятся центром художественного образования в регионе и получают статус областных ВГХПМ, Кунгурские и Кудымкарские мастерские – статус районных.

Сохранилась «Схема организации художественных мастерских», составленная Субботиным-Пермяком для Кудымкарских мастерских. Мастерские и их уполномоченный находились в прямом подчинении НКП и в какой-то мере – местной власти (Главпроф­обру). Административно-хозяйственная часть и канцелярия подчинялись уполномоченному, как и художественный совет мастерских, которому, в свою очередь, подчинялись художественная секция и четыре мастерские «общей культуры» (изучения форм, изучения красок, изучения композиции, лаборатории изобразительных материалов). Отдельно были выделены восемь специальных мастерских: театрально-декоративная, графическая, художественного шитья, ткацкая, корзиночная (береста, лыко, корни), роговая, скульптурная, столярная. От художественного совета мастерских зависели «научно-теоретическая часть», преподавание «теоретических предметов» и библиотека. Художественный совет руководил «производственной секцией», «мастерскими из материалов» и «лабораторией». Производственные мастерские регулярно исполняли заказы местных организаций на изготовление посуды, корзин, гребней и ткацкие работы.

Пермские ВГХПМ имели аналогичную структуру, но производственный уклон был другим: изучалось печатное и переплётное дело. Здесь работали талантливые педагоги А.В.Каплун, В.А.Оболенский, М.Б.Вериго и другие. Действовали три факультета: живописный (декан – Субботин-Пермяк), декоративный и графический (декан – профессор Каплун). Курс обучения был рассчитан на пять лет.

Программа мастерских постоянно подвергалась изменениям. В декабре 1920 Отдел Изо НКП поручил областному уполномоченному Субботину-Пермяку организовать при Пермских государственных ударных художественно-промышленных мастерских «институт ассистентов» по специальным программам, для чего отпускались средства. В 1921 в мастерских осталось только два факультета: живописный в «составе станковой живописи, фресковой, декоративно-плакатной, малярной, бутафорской» и графический в составе «гравюра, литография, печатное и переплётное дело». Учащимся из гончарной, скульптурной, столярной мастерских предлагалось перейти в Кунгурские мастерские, имевшие художественно-ремесленный уклон.

Мастерские в Кунгуре с самого начала столкнулись со значительными материальными трудностями: не хватало средств к существованию, пайков, не было профессиональных квалифицированных кадров для обучения. Тем не менее после окончания первого учебного года в Кунгурских мастерских состоялась выставка: вначале в самом Кунгуре, затем экспонаты с местной выставки по вызову НКП были отправлены на выставку Коминтерна в Москве. Отзывы о ней были положительными.

В начале 1922 Пермские и Кунгурские мастерские были преобразованы в художественные техникумы. Государственные мастерские в Кудымкаре в 1922 были переименованы в Техническую школу. Задачи её оставались прежними: подготовка мастеров по разным специальностям, производственные работы для края, исследование истории края. Вскоре школа была «временно» закрыта из-за отсутствия средств, а её имущество передано Кудымкарскому музею. Кунгурский техникум в 1923 был преобразован в производственные мастерские и вскоре закрыт совсем.

Пермский художественный техникум в 1923 состоял из двух отделений: графического (литографского) и педагогического, с четырьмя курсами каждое. Студенты техникума в 1920-е принимали активное участие в создании праздничного убранства города, а на улице Карла Маркса и на бульваре каждую весну и лето делали свои выставки. Пермский художественный техникум просуществовал до начала Великой Отечественной войны.

Литература:
  • С.П. Высшие художественные мастерские // Звезда. Пермь. 1921. 15 октября;
  • Н.В.Казаринова. П.И.Субботин-Пермяк и его уникальный опыт организации художественного образования в Пермской губернии // Музей и наследие коми-пермяков в пространстве Пермского края: Материалы научно-практической конференции. 26–27 октября 2006. Кудымкар, 2006;
Архивы:
  • ПГКГ. Архив. Ф.4;
  • ГА Пермскго края. Ф.23. Оп.1;
  • Коми-Пермяцкий окружной краеведческий музей им.П.И.Субботина-Пермяка. Архив;
  • ГАРФ. Ф.2306. Оп.23;
  • ГАРФ. 1565. Оп.9;

Автор статьи: Н.В.Казаринова