Оренбургские СГХМ (Свободные государственные художественные мастерские. ГХМ)

1919–1921

Оренбургские СГХМ были организованы Наркомпросом при содействии губ­оно в конце 1919. Их основой стала Вольная мастерская живописи и скульптуры, созданная 6 октября 1919 силами членов местного Общества любителей художеств (С.М.Карпов, С.И.Калмыков, К.В.Николаев, И.Н.Добровольский). Вольная мастерская и затем СГХМ располагались в здании на ул. Успенской, 14 (ныне – ул. Комсомольская, здание сохранилось).

В декабре 1919 из Москвы прибыли уполномоченный по СГХМ скульптор Б.Ю.Сандомирская, а также инструкторы-живописцы С.А.Богданов и А.П.Петрова. Все они являлись представителями левых течений. Вольная мастерская была распущена, ученики перешли к москвичам. Открытие СГХМ состоялось 15 января 1920. В трёх мастерских – в двух живописных (руководители – Богданов и Петрова) и скульптурной (руководитель – Сандомирская) занимались 50 подмастерьев. Оренбургские художники к преподаванию не были допущены.

Афиша лекции К.С.Малевича, прочитанной для подмастерьев Оренбургских СГХМ. 1920
И.А.Кудряшов. Проект вывески Оренбургского подотдела искусств губернского Отдела наробраза. 1920
0 / 0

В списке учебных работ, отправленном Сандомирской в главпрофобр в конце мая,– 511 рисунков, 35 живописных этюдов, 5 композиций и 15 скульптур из дерева. Опыты по освоению новых направлений в искусстве были представлены на отчётной выставке, приуроченной к Первой Всероссийской конференции учащих и учащихся ГСХМ. В дни проведения выставки (с 30 мая по 5 июня) её посетили 4,5 тысячи оренбуржцев. В губернской прессе сообщалось, что «в мастерских свирепствует эпидемия искательства левых форм» (кубистская скульптура, сезаннизм).

К весне 1920 среди руководителей наметился раскол. Из Москвы «для поднятия интенсивности мастерских» были приглашены инструкторы-живописцы И.А.Кудряшов и Н.К.Тимофеева, однако конфликт, инициированный Богдановым, привёл к отставке Сандомирской. После её ухода скульптурная мастерская не возрождалась.

Важным событием в художественной жизни Оренбурга стал приезд К.С.Малевича и Л.М.Лисицкого. Вместе с Кудряшовым они организовали в мастерских филиал витебского Уновиса. С конца августа 1920 в ГХМ объявлен приём новых учеников. Все «индивидуальные» мастерские были объединены в «единую живописную аудиторию». Педагоги трудились сообща, но подмастерья решали разные задачи, подразделяясь на три группы – «начинающих» (руководитель – Петрова), «работавших ранее» (руководители – Богданов, Кудряшов) и «заканчивающих художественное образование» (руководитель Кудряшов). В это время к преподаванию подключается К.В.Николаев, заведующий под­отделом Изо губ­оно. В качестве лектора по истории, теории и философии искусств приглашается оренбургский живописец Калмыков.

В ноябре уполномоченным назначен Богданов, под его руководством инструкторы восстановили «индивидуальные» мастерские. К декабрю старшая группа подмастерьев продолжила исследование импрессионизма, «нового реализма» и кубизма (руководители Богданов, Петрова), а две младшие группы занимались рисунком и «знакомились с цветом» (Кудряшов). О своих педагогических экспериментах Кудряшов рассказывает в переписке с витебским Уновисом (1920–1921).

С начала 1921 ГХМ оказались в жёстком подчинении у губпрофобра и были реорганизованы по образцу московского Вхутемаса. В ГХМ числятся 4 руководителя живописных мастерских, в том числе Тимофеева, и 2 лектора (по истории искусств, физике и химии). Творческие работы преподавателей и подмастерьев (сезаннизм, кубизм, супрематизм) широко демонстрировались на Первой государственной выставке картин (февраль 1921).

На протяжении 1921 состав преподавателей (профессоров) в ГХМ, реформированном высшем учебном заведении «академического типа», оставался стабильным, преподаватели посещали столицу, взаимодействовали с единомышленниками. Но это, пожалуй, самое продуктивное время в истории мастерских совпало с началом страшного голода, охватившего Урал и Поволжье. Художники участвовали в эвакуации голодающих в центр России.

В августе 1921 численность сотрудников мастерских составляла: педагогов – 7 (включая преподавателей спецдисциплин), служащих – 4, учащихся – 76 (из них 18 – завершающих образование). Единственным выпускником, «окончившим курс со званием инструктора школ и детских студий», стал Л.М.Бычков.

Некоторые ученики старшей группы (О.А.Шпилько, Н.Н.Моревский) были откомандированы в петроградский Вхутемас. Другие продолжили занятия в Москве, во Вхутемасе–Вхутеине: Н.Ф.Лапин окончил полиграфический факультет, Л.М.Бычков и К.Н.Постников – живописный, А.С.Дементьев – архитектурный.

К началу 1922 ГХМ прекратили своё существование.

Литература:
  • Литература: Газета «Коммунар» (Оренбург). 1920. 8 июня; И.В.Смекалов. Уновис в Оренбурге. К истории художественной жизни российской провинции. 1919–1921. Оренбург, 2011; И.В.Смекалов. Ученики УЖВЗ Б.Ю.Сандомирская и С.А.Богданов – руководители Оренбургских ГСХМ // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Тезисы докладов научно-практической конференции МАрхИ. М., 2012; И.В.Смекалов. Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ) в Оренбурге. 1919–1922. Оренбург, 2013.;

Автор статьи: И.В.Смекалов, Г.В.Малясова