ООМИИ (Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля)

ООМИИ был основан в 1924 как художественный отдел при Западно-Сибирском краевом музее. Ведущая роль в создании ООМИИ принадлежит первому директору Ф.В.Мелёхину, прибывшему в Омск из Самары в 1919 с частями белой армии. Основой для комплектования коллекции русской живописи послужили картины, поступившие из московского и ленинградского отделений Государственного музейного фонда в течение 1924–1928. Убеждённый в необходимости во всей полноте отразить развитие отечественного искусства, Мелёхин был обеспокоен тем, что в музее «абсолютно не представлено левое течение русской живописи». В результате его активного сотрудничества с представителями ГМФ и благодаря поддержке авторитетного искусствоведа А.М.Эфроса омская коллекция пополнилась работами крупнейших мастеров отечественного авангарда.

Первые поступления авангардной живописи связаны с деятельностью ленинградского отделения ГМФ. Так, в 1925 из ГРМ были переданы произведения В.М.Ходасевич «Портрет барышень» (сейчас – «Портрет сестёр М.А., Л.А. и Е.А.Петровых. 1916) и В.И.Денисова «Натюрморт с цветами» (1910-е) и «Саломея» (1908), принадлежавшие ранее петроградскому собирателю А.А.Коровину. Из Ленинграда пришли также полотна П.А.Мансурова «Супрематическая композиция» (1918), А.А.Радакова «Декоративное панно» (1910-е), А.М.Зельмановой «Лестница в саду» (1915) и «Пейзаж с судами» (1910-е). Неизвестной остаётся история бытования и авторство двух произведений – «Карликовый банан. Этюд» и «Композиция» (1910-е), – хранившихся в Зимнем дворце в так называемой половине Бенкендорфа, вероятно, после экспонирования на Первой государственной свободной выставке произведений искусства (1919. Петроград).

А.В.Куприн. Натюрморт с хлебами. 1914. Холст, масло. 94х106.ООМИИ
А.В.Лентулов. Две фигуры. Мужчина и женщина. Холст, масло. 85,5х123. ООМИИ
А.Г.Явленский. Улица. Около 1905. Картон, масло. 48х67,5. ООМИИ
В.В.Кандинский. Этюд с церковью. Мурнау. Около 1908. Картон, темпера, масло. 44,5х32,8. ООМИИ
И.И.Машков. Крым. Судак. 1916. Холст, масло. 72×91. ООМИИ
0 / 0

Особенно щедрым для комплектования коллекции был 1927. В этом году в Омск из ГМФ прибыли плафоны М.А.Врубеля «Розы и лилии», «Хризантемы», «Жёлтые розы», хранившиеся до революции в семье Рябушинских. Они исполнены для московского особняка Е.Д.Дункер (урождённой Боткиной) в 1894, когда окончательно сложились манера Врубеля и пластические средства выражения, позволявшие современникам раннего авангарда считать его предшественником нового искусства.

Значимым приобретением для музея стали полотна мастеров «Бубнового валета», находившиеся ранее в собрании И.С.Исаджанова: П.П.Кончаловского «Мост» (1911), И.И.Машкова «Три девушки на диване» (сейчас – «Три сестры на диване. Н., Л. и Е.Самойловы» (1911), А.В.Куприна «Натюрморт с хлебами» (1914) и А.В.Лентулова «Общество за столом» (1916).

С ликвидацией ГМФ в истории музейного комплектования имели место редкие, но, как выяснилось по прошествии многих десятилетий, весьма ценные поступления, в числе которых – переданные в 1932 из ГТГ эскиз театрального костюма «Парис на балу» (1921) А.А.Экстер, отмеченное колористической экспрессией полотно Н.С.Гончаровой «Жатва» (1911), решённая в гротескном ключе «Цирковая танцовщица» (1911) М.Ф.Ларионова, показанная на выставке «Ослиный хвост».

Крупным источником для пополнения живописной коллекции стал в 1932 музей омского Художественно-промышленного техникума им. М.А.Врубеля. Отсюда в начале 1930-х поступили работы Д.Д.Бурлюка «Деревня весной» и «Деревня вечером» (обе – 1917–1918), А.Г.Явленского и В.В.Кандинского. Произведения Явленского, демонстрирующие этапы творческой эволюции мастера – от портретов академической школы к постимпрессионистской манере (всего 9 единиц хранения), представляют собой особую ценность. В 1914 их привёз в Омск из Петербурга брат художника, действительный статский советник Д.Г.Явленский, получивший назначение на службу к генерал-губернатору Степного края. Переведённый через два года в Могилёв, он из-за событий революции и Гражданской войны не смог вернуться за картинами. «Этюд с церковью. Мурнау» (около 1908) Кандинского, возможно, происходит из этой коллекции. Будущий основоположник абстракционизма мог подарить его А.Г.Явленскому в период их совместной работы в баварской деревушке Мурнау летом 1908–1909.

В 1960–1970-е коллекция пополнялась благодаря старшему научному сотруднику А.Н.Гонтаренко, увлечённо и плодотворно занимавшейся изучением истории создания и бытования музейных произведений начала ХХ века. Её встречи с потомками и родственниками художников неизменно завершались закупками и дарами работ мастеров Серебряного века и авангарда. В их числе – живописные произведения «Турецкая пекарня» (1915) и «Деревянные мостки. Финляндия» (1911) Р.Р.Фалька, «Две фигуры» (1911) Лентулова, «Духан. Эскиз» (1929) и «Водяная башня. Загорск» А.А.Осмёркина, пастель «Бретонка» (1935) З.Е.Серебряковой, а также акварели Л.А.Бруни, М.А.Волошина, К.И.Рудакова, А.В.Фонвизина, рисунки Фалька.

Последнее крупное приобретение музея – «Крым. Судак» Машкова (1916). Запечатлённый на фотографии экспозиции выставки «Бубнового валета» (1916), а также воспроизведённый на почтовой открытке «Геокартпрома» в 1930-е, крымский пейзаж считался потерянным (И.С.Болотина). Во время реставрации на обороте пейзажа обнаружен эскиз женского портрета, модель которого до настоящего времени не определена.

За годы существования ООМИИ сформировалась коллекция, небольшая по количеству, но убедительно отражающая основные этапы развития и направления русского авангарда. До начала 1970-х она не вводилась в постоянную экспозицию и не вносилась в каталоги. Сейчас её хорошо знают в России и за её пределами, ряд произведений часто включается в состав отечественных и зарубежных выставок.

Литература:
  • Литература: Русская живопись конца XIX – начала ХХ века в Омском музее. [Буклет] Сост. А.Н.Гонтаренко. Л., 1978; Омский областной музей изобразительных искусств. Живопись [Альбом] Вступ. статья Л.В.Баранцева. Сост. А.Н.Гонтаренко. Л., 1980; И.Г.Девятьярова. Русская живопись в Омском музее // Художник. 1984. №11; Омский музей изобразительных искусств. Живопись, графика, театрально-декорационное искусство. Сост. А.Н.Гонтаренко. Авт. вступ. статьи И.Г.Девятьярова. [Каталог] Л., 1986; Заветная нить поиска. Рассказы о музее. Сост. И.Г.Девятьярова. Омск, 1988; Сокровища Омского музея изобразительных искусств. Русское и западноевропейское искусство. Живопись, графика. Гл. ред. В.Ф.Чирков. [Альбом] Омск, 1994; Алексей Явленский. Живопись из собраний Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля и Омского государственного историко-краеведческого музея. Авт.-сост. И.Г.Девятьярова. [Каталог] Омск, 2004; Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля (археология, живопись, графика). Омск, 2004; О.Н.Крепкая. «Узнай прекрасную судьбу…» Памяти искусствоведа Антонины Николаевны Гонтаренко (1926–1981). Омск, 2007; В.П.Ефименко. Картина И.Машкова «Крым. Судак» из коллекции Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля // Актуальные проблемы изучения творчества И.И.Машкова и художников «Бубнового валета». Материалы международной научно-практической конференции к 100-летию со времени организации художественного общества «Бубновый валет» и 130-летию со дня рождения И.И.Машкова. 18, 19 октября 2011. Волгоград, 2011; Омский музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. Русская живопись XVIII – начала XX века. [Каталог] Авт.-сост. И.Г.Девятьярова. Науч. ред. Ф.М.Буреева. Омск, 2012.;

Автор статьи: И.Г.Девятьярова