ОМИИ (Орловский музей изобразительных искусств)

Орёл

Орловский музей изобразительных искусств существует с 1957 года, когда по решению Совета Министров РСФСР на основе художественного отдела Орловского краеведческого музея была создана Орловская областная картинная галерея, впоследствии ставшая музеем.

Коллекция произведений искусства ХХ века ОМИИ является самой многочисленной и на сегодня представляет три четверти музейного собрания. Её начало было положено в 1927 году, когда из Московского музея живописной культуры в Орловский историко-художественный музей (с 1932 года – Орловский краеведческий музей) поступили произведения русского авангарда 1910-х – 1920-х годов. Среди них – работы Н.С.Гончаровой, П.П.Кончаловского, М.В. Ле-Дантю, К.Г.Полякова.

В музее хранится двустороннее полотно Б.В.Эндера «Беспредметная живопись (Краски природы)». 1920, давно привлекавшее внимание специалистов по русскому авангарду. На его обороте изображён сюжет «Чаепитие», автором которого до недавнего времени считалась Е.Г.Гуро. После экспертизы, проведённой сотрудниками Государственной Третьяковской галереи в связи с участием картины в выставке «Музей Будущего 100 лет тому назад» (к юбилею основания Музея живописной культуры) 23.10.2019 – 23.02.2020, работа получила новую атрибуцию: А.А.Моргунов. «В чайной». 1910–1911.

Коллекции русского авангарда, как и другим разделам собрания был нанесён значительный ущерб в годы Великой Отечественной войны. Во время частичной эвакуации фондов музея исчезло несколько ящиков с особо ценными экспонатами, а при отступлении из города немецко-фашистских оккупантов ряд предметов был вывезен в Германию.

Собрание произведений русского авангарда заметно пополнилось после 1970-х годов, когда началось активное сотрудничество музейных специалистов с художниками и их наследниками. Музеем были приобретены живописные работы Р.Р.Фалька разных периодов (самая ранняя – «Лиза в голубой шали». Портрет Е.С.Потехиной. 1909. Экспонировалась на выставке салона «Золотое Руно», 1910), все переданы А.В.Щёкиной-Кротовой. В собрании появился А.В.Лентулов (приобретено у М.А.Лентуловой), Н.А.Удальцова, А.Д.Древин (закуплено у Е.А. Древиной-Удальцовой).

С конца 1980-х годов музей стал обладателем 57 живописных и графических работ А.Ф.Софроновой, родившейся в Орловской области и время от времени жившей в Орле. Коллекция художницы отражает все основные этапы её творчества. К особо ценным можно отнести ранний «сезаннистский» натюрморт (1914), конструктивистские рисунки (1919–1920), графических натурщиц, выполненных под влиянием кубизма (1920), серию рисунков тушью, предназначенных для печати в журналах (1924–1925), портреты 1920-х – 1930-х годов.

Часть работ была приобретена музеем непосредственно у дочери И.А.Евстафьевой, часть закуплена Министерством культуры РФ и Российским Фондом культуры, несколько произведений подарены родственниками. Результатом углубленного изучения творческого наследия А.Ф.Софроновой стало определение «ближнего круга» художницы и пополнение фондов работами Г.М.Блюменфельда и М.К.Соколова.

В 1990-х годах была сформирована коллекция неофициального искусства 1960-х – 1980-х годов. С 1991 по 2005 годы музею было передано 88 работ Э.М.Белютина и 38 произведений художников студии «Новая реальность». Предметы поступили в дар от уроженки Орловской области Н.М.Малевой-Белютиной и от самих авторов. Также авторами и их наследниками музею были подарены работы некоторых участников творческого объединения «20 московских художников» (Горком на Малой Грузинской) – И.Г.Снегура, Ю.А.Миронова, А.В.Харитонова, В.А.Провоторова, И.В.Рожанца, отражающие развитие авангардного движения в России во второй половине ХХ века.

Автор статьи: C.Четверикова



Автор статьи: C.Четверикова