НОЖ (Новое общество живописцев)

Москва, 1921–1924

Художественное объединение было создано выпускниками ГСХМ в конце 1921. В его состав вошли молодые художники С.Я.Адливанкин, А.М.Глускин, М.С.Перуцкий, Г.Г.Ряжский, Н.Н.Попов и А.М.Нюренберг. Большинство из этих мастеров учились в ОХУ у К.К.Костанди и были знакомы друг с другом с давних пор. Самыми левыми из них были Адливанкин и Ряжский: первый учился в Свомасе у В.Е.Татлина, второй – у К.С.Малевича.

Заявив в своём манифесте (октябрь 1920, расширенный текст «Наш путь» опубликован в каталоге «НОЖ. 1-я выставка картин». М., 1922) о конце аналитического периода в искусстве («Аналитический период в искусстве кончился!»), художники провозгласили отход от беспредметности и конструктивизма на основе утверждения станковой картины и возвращения в живопись изобразительности, не связанной с натуралистической традицией. Сблизившись в оппозиции к ведущим течениям авангарда (главным образом против «фетишизма машинизации» конструктивизма) и вышедшие «изнутри» движения, «бывшие левые в искусстве» видели «необходимость исходить из содержания», это был их ответ на запрос нового зрителя: «Мы хотим создавать реальные произведения искусства, организующие и систематизирующие человеческие чувства и их обобществляющие» («Наш путь». С.8, 13).

Единственная выставка состоялась в ноябре 1922 в ЦДРП. Открытию выставки предшествовал конфликт художников с руководством ЦДРП, усмотревшим в работах Адливанкина сатиру на революцию. Потребовалось личное вмешательство наркома просвещения А.В.Луначарского, для того чтобы открытие состоялось. Выставка получилась, отвечая дерзкому названию, компактной (в каталоге указаны 72 номера) и острой, точнее остроумной. Немалую часть экспозиции занимал лирический пейзаж, но лицо выставки определяли работы характерного для НОЖа жанра иронической бытовой картины, исполненной в гротесковой манере провинциального городского примитива, как, например, «Трамвай “Б”» Адливанкина (№9; 1922. ГРМ). Другая его картина (№2) носила название «Художник, лишённый акпайка, лишает себя жизни». У Перуцкого №41 значился как «Законные супруги и их законнорождённый сын Петя». В №22 Глускина «Наркомпрос в парикмахерской» Луначарский, предстающий в вариации известного мотива с намёком на авторство пьесы «Королевский брадобрей», подан с грустной усмешкой в духе южнорусской школы. (Четверо из шести членов НОЖа Адливанкин, Глускин, Нюренберг и Перуцкий – связаны с Одессой происхождением или годами ученичества. Глускин также входил в круг Ю.К.Олеши, И.А.Ильфа и И.Э.Бабеля).

Выступление общества широко освещалось в печати. На выставку откликнулись самые разные издания. А.А.Сидоров утверждал, что «Красноармейцы Адливанкина изображены так, как если бы они сами себя нарисовали» (А.А.Сидоров. 1922).

Позиция живописцев, программно выступивших как против влияния французских мастеров, так и левого производственного искусства, вызвала полемику в среде художественных критиков; с другой стороны, преобладание «мелкобуржуазной» тематики расценивалось как издёвка и «пародия на революцию». В целом выставка получила одобрительные отзывы.

Некоторую часть работ, представленных на выставке, составляли пейзажи, написанные в духе постимпрессионизма. Другую часть, более значительную, – бытовые жанры или портреты. Это были картины, связанные с традицией примитива и лубка.

6 декабря на выставке состоялся диспут под девизом «Первый удар НОЖа», в котором участвовали Адливанкин, Д.П.Штеренберг, Э.М.Бескин, Нюренберг и другие.

В дальнейшем пути художников разошлись. Общество распалось в 1924. Попов, Перуцкий и Глускин ушли в «Бытие», Ряжский и Нюренберг – в АХРР, Адливанкин некоторое время был близок Лефу, где создавал плакаты вместе с В.В.Маяковским.

Литература:
  • Литература: Я.Тугендхольд. По поводу выставки «НОЖ» // Известия. 1922. 22 ноября;
  • А.Сидоров. Выставка «НОЖ» // Правда. 1922. №271. 30 ноября;
  • М.Щукарь. Ещё о выставке «НОЖ» // Правда. 1922. №278. 8 декабря;
  • Т.Я. [Я.А.Тугендхольд] Бег на месте // Русское искусство. 1923. №1;
  • В.Керчич. Хроника художественной жизни. О поножовщине… // Эхо. 1923. №7;
  • Лобанов 1930;
  • Буш, Замошкин 1933;
  • 15 лет;
  • С.Адливанкин. О выставке «НОЖ». Из воспоминаний // Борьба за реализм. 1962;
  • Б.З.Берман. О выставке Нового общества живописцев // Советское искусствознание’79. Вып.1. М., 1980.;

Автор статьи: Н.О.Чернышёва, М.К.Иванова