Cоздано в Мюнхене в 1909 В.В.Кандинским. К этому времени уже были написаны его первые абстрактные работы и завершена первая версия книги «О духовном в искусстве». Созданию объединения в какой-то мере способствовала дружба с М.В.Верёвкиной и А.Г.Явленским, которые оказались единомышленниками Кандинского во взглядах на развитие искусства.

В «Новое мюнхенское художественное общество» вошли русские и европейские художники. Первая выставка открылась в декабре 1909 в Мюнхене. В том же году Кандинский участвует в России в Салонах В.А.Издебского, а также пишет отчёты о мюнхенских выставках для основанного в Петербурге С.К.Маковским журнала «Аполлон», в которых резко критикует застой в художественной жизни Мюнхена, в частности в Сецессионе, с точки зрения более авангардных и космополитических идей, усвоенных Кандинским ещё в Париже. Уже в первом «письме из Мюнхена», напечатанном в «Аполлоне», Кандинский сообщает русской публике о созданном им художественном объединении. Так, рассказывая о революционной деятельности нового директора баварских музеев Гуго фон Чуди, Кандинский пишет: «Тот же тайный советник Чуди немедленно показал большой интерес к только что выросшему из взаимных усилий кружка русских и немецких художников “Новому художественному обществу Мюнхена”. Благодаря активности этого интереса “Neue Künstlervereinigung München” нашла серьёзную поддержку с разных сторон и выступает здесь в конце ноября в Галерее Бракля, откуда отправится в большое турне по Германии…» (Аполлон. 1909. №1. 3 октября. С.17–20).

В.В.Кандинский. Плакат первой выставки НМХО. 1909

Членами общества стали прежде всего его соучредители Явленский и Верёвкина, а также итальянка Эрма Босси, француз Пьер Жирьё, немцы Адольф Эрбслё, Карл Хофер, Александр Канольдт, Альфред Кубин, Габриэла Мюнтер и другие, а из русских – В.Г.Бехтеев, Издебский, скульптор М.Г.Коган, композитор Т.Гартман и танцовщик А.С.Сахаров. Фон Чуди, памяти которого Кандинский посвятил свой альманах «Синий всадник», активно поддержал создание группы. После второй выставки к «новым мюнхенцам» примкнул немецкий художник Франц Марк, ставший ближайшим другом Кандинского и соучредителем «Синего всадника».

Первая выставка общества, на которой было представлено 128 работ, включая графику и скульптуру, была устроена в «Moderne Galerie» знаменитого галериста и коллекционера еврейского происхождения Генриха Таннхаузера, одним из первых в Германии выставившего французский авангард. На этой выставке показали свои работы 16 художников, среди которых – Пауль Баум, Август-Вильгельм Дресслер, Роберт Эккерт, Эрбслё, Мюнтер, Кубин, Бехтеев, Явленский, Верёвкина, Коган и Кандинский. Впечатление, произведённое этой выставкой, Кандинский описывает в журнале «Аполлон»: «И вот, действительно, смотря по темпераменту, в разной степени и форме вырываются у публики выражения злобы, издевательства и обиды. Тычут пальцами в картины, употребляют самые энергичные и несалонные выражения и, как говорят, некоторые даже… плюются» (Аполлон. 1910. №4. Январь. С.28–30). Кандинский использовал ситуацию скандала (которую он, несомненно, преувеличивал) как одну из основных стратегий авангарда, позволявших ему избавиться от стёртого, салонного, «буржуазного» отношения к искусству и провести свои новые идеи. Эти идеи он сформулирует в статьях «Синего всадника» и в книге «О духовном в искусстве». В статье в «Аполлоне» Кандинский публикует, в частности, фрагмент манифеста общества: «Мы исходим из той мысли, что художник, кроме впечатлений, получаемых от внешних явлений, непрерывно собирает в своём внутреннем мире переживания, что он хочет художественных форм, которые способны выразить взаимное действие и проникновение всех этих элементов, причём стремится освободить эти формы от всего случайного, чтобы сказать с особой силой только необходимое, т.е. он ищет того, что кратко называется художественным синтезом».

После Мюнхена первая выставка общества была показана в Карлсруэ, Берлине, Дрездене, Брно.

Вторая выставка прошла с 1 по 14 сентября 1910 в той же галерее Таннхаузера. На ней экспонировалось 115 произведений 29 художников. Как писал о ней в четвёртом письме в «Аполлон» Кандинский, «в первый раз должны быть представлены общей картиной французские, русские, немецкие, швейцарские самые молодые (проникнутые общим духом) течения в искусстве. Эта последняя выставка отправится затем, так же как и первая, по Германии на всю зиму и весну 1911 года» (Аполлон. 1910. №8. Май–июнь. С.4–7).

Действительно, кроме членов группы, на выставке участвовали Д.Д. и В.Д.Бурлюки, Ле Фоконье, Одилон Редон, Руо, Брак, Дерен, Ван Донген, Пикассо и Вламинк.

В третьей и последней выставке общества (декабрь 1911) участвовали Явленский, Верёвкина, Бехтеев, Коган, А.П.Могилевский, Босси, Эрбслё, Жирьё, Канольдт. Незадолго до её открытия Кандинский, Мюнтер и Марк покинули общество. Предлогом для демарша послужил отказ принять на выставку якобы слишком большую по размерам «Композицию V» Кандинского. В то же самое время в той же галерее Таннхаузера они открыли первую выставку редакции «Синего всадника».

Литература:
  • Christopher B.With. The Prussian Landeskunstkommission, 1862–1911. Berlin, 1986;
  • Heinz Holtmann. Thannhauser. Händler, Sammler, Stifter. Nürnberg–New York, 2006.;

Автор статьи: Ольга Медведкова