НМГ (Национальный музей Грузии, Музей искусств Грузии им. Шалвы Амиранашвили)

Тбилиси

В 1920 по инициативе Дмитрия Шеварднадзе декретом учредительного совета «Общества грузинских художников» в Тифлисе была создана Национальная галерея Грузии, которая впоследствии послужила основой Государственного музея искусств Грузии им. Шалвы Амиранашвили.

Но ещё намного раньше художник и общественный деятель Шеварднадзе вместе с такими энтузиастами музейного дела, как Шалва Амиранашвили, Эквтиме Такаишвили, Иродион Сонгулашвили и Георгий Бочоридзе, начали собирать по всей Грузии образцы изобразительного искусства – экспонаты для будущего музея. Первый директор галереи Шеварднадзе, всю свою жизнь посвятивший расширению и обогащению музейной коллекции, мечтал создать музей, подобный Эрмитажу и Лувру, и определил концепцию галереи как музея широкого спектра, охватывавшего западное и восточное искусство Старого и Нового времени. В первые же годы существования галереи, а потом музея для его фондов были приобретены шедевры персидского и китайского, европейского и русского искусства, уникальные памятники грузинского Средневековья, картины великого грузинского художника-самоучки Нико Пиросмани и других грузинских художников того времени. Замечательные картины выдающихся старых мастеров Паоло Венециано, Бернардо Дадди, Лукаса Кранаха, Якоба ван Рейсдаля, персидские живописные портреты каджарского периода приобретались у частных лиц и передавались музею разными организациями. Но Шеварднадзе, сам увлекавшийся в молодые годы импрессионизмом и хорошо разбиравшийся в самых радикальных течениях современного искусства, интересовался и молодыми художниками, местными и приезжими, для творчества которых были характерны поиски новых художественных форм и изобразительных средств. Созданные в разные эпохи эстетические схемы заменялись совершенно новыми визуальными и вербальными системами. Новые художественно-визуальные коды создавались для выражения новой реальности и мироощущения. Само время было страстное, динамичное, неустойчивое. Ещё были слышны отголоски тифлисского авангарда. И поистине, Тифлис 1910-х – 1920-х прошлого века отличался особым очарованием и неповторимостью. Этот довольно крупный административный и финансовый центр на перекрёстке Запада и Востока, со своим характерным архитектурным обликом и жизненным укладом, сочетал в себе азиатскую экзотичность и европейский модернизм. Мультинациональные и мультикультурные особенности Тифлиса определяли стиль жизни и особую колоритность городского ландшафта. В старом городе соседствовали друг с другом христианские храмы, мечети и синагоги, восточные «пёстрые бани» и расписанные художниками-авангардистами клубы-таверны, где читали стихи поэты­футуристы. А рядом, в двух шагах, стены традиционных полутёмных духанов украшали живописные шедевры Пиросмани, первооткрывателями которого были братья К.М. и И.М.Зданевичи и М.В.Ле-Дантю.

Таким Тифлис предстал перед русскими футуристами, поэтами и художниками, спасавшимися бегством из революционной России и нашедшими на короткое время убежище в Тифлисе. В 1918–1920 многочисленная русская колония обосновалась неподалёку от Майдана (квартал в старом Тбилиси). В то время Тифлис был островком спокойствия среди бушующего моря войн и революций. Из Тифлиса через Батум шла дорога в Константинополь, а оттуда – в Европу. Может быть, это и послужило поэту-футуристу И.Г.Терентьеву поводом для строк: «Из Майдана дорога идёт прямо в Европу». В Тифлисе одна за другой проходили выставки, диспуты поэтов-заумников, в артистическом кафе «Химериони» читали стихи голубороговцы, футуристический университет «футур­всеучбище», основанный А.Е.Кручёных, Ильёй Зданевичем и Терентьевым обитал в «Фантастическом кабачке», стены которого украшали фантасмагории братьев Зданевичей, В.Д.Гудиашвили и Ю.Е.Дегена. Связь с русскими авангардистами и деятелями культуры была тесной и творческой. С.Ю.Судейкин вместе с Д.Н.Какабадзе и Гудиашвили украсили фресками артистическое кафе «Химериони». В.А.Боберман и Г.И.Шилтян участвовали в выставках, проводимых в Тифлисе. В сборнике «Фантастический кабачок» (Тифлис, 1919), посвящённом актрисе и музе футуристов Софье Мельниковой, поэму Ильи Зданевича «Асёл напракат» иллюстрировала Н.С.Гончарова. Один из редких экземпляров этого сборника хранится в НМГ. В 1918 в здании редакции журнала «Аrs» на «Выставке футуристических картин» были показаны 145 произведений художников-авангардистов, в том числе работы М.Ф.Ларионова, Гончаровой, К.С.Малевича, В.Е.Татлина, П.Н.Филонова, А.В.Шевченко, И.В.Клюна, Д.Д.Бурлюка, О.В.Розановой. Может быть, некоторые из этих работ и поныне хранятся в тбилисских частных коллекциях.

В течение десятилетий галерея меняла названия и местонахождение. С 1930-х музей изобразительного искусства «Метехи» располагался в старой крепости на склоне скалы, нависшей над Курой, в Старом городе. В процессе борьбы за это здание для музея Шеварднадзе поплатился жизнью в 1937. Именно в эти тревожные годы музей «Метехи» приобрёл целую коллекцию редких авангардных работ Вольдемара Бобермана.

С 1952 музею передали бывший особняк мецената и предпринимателя Я.К.Зубалашвили (в котором одно время располагалась духовная семинария), здание в неоклассическом стиле, построенное итальянским архитектором Джузеппе Бернардацци в начале XIX века. Почти 30 лет музеем руководил Ш.Я.Амиранашвили. Блестящий учёный, один из основателей грузинского искусствознания, исследователь средневековой культуры, знаток и ценитель европейского и русского искусства, Амиранашвили продолжил и расширил дело Шеварднадзе, пополняя фонды музея экспонатами, собранными по всему СССР. В 1954 в музее открыли отдел русского искусства, который возглавил Д.П.Гордеев, историк искусства и археолог. В 1910-е он активно участвовал в тифлисской группе футуристов-заумников «Сорок один». Естественно, для Гордеева особо ценным и близким было искусство русского авангарда. Уже в это время в отделе хранилось около 3000 экспонатов, и среди них – гордость коллекции НМГ: первая абстрактная работа В.В.Кандинского «Картина с кругом. 1-я беспредметная» и его же «Чёрный штрих». В фондах отдела хранится ещё одно подписанное Кандинским маленькое живописное полотно раннего периода – «Пейзаж». В последующие годы коллекция русского авангарда обогатилась графическими работами Ларионова, Гончаровой, Малевича, Розановой, А.Н.Волкова и других.

С 1978 во вновь созданный отдел искусства республик Советского Союза из разных источников поступали живописные и графические работы русского авангарда. Основной вклад в создание этой коллекции внесла заведующая отделом Лия Долаберидзе, которая почти по всей стране собирала экспонаты для фондов отдела. Благодаря прямым контактам с художниками и их наследниками удавалось приобрести не отдельные работы, а целые коллекции. Живописные и графические работы Р.Р.Фалька и Шевченко, хранящиеся в НМГ, позволяют проследить все этапы творчества этих выдающихся художников.

Особым многообразием отличается коллекция работ Фалька, приобретённая в Москве у вдовы художника А.В.Щекин-Кротовой. Венчает эту коллекцию живописное полотно «Бумажные цветы» (1918), в котором явно просматривается связь сезанновских художественных традиций с чертами русского примитива и элементами кубизма, что и придаёт особую привлекательность натюрморту. Синтез элементов резко отличающихся друг от друга художественных направлений и их органичное соединение в единое целое – черта русского художественного авангарда.

Композиционный и цветовой строй работы А.И.Мильмана «Крымский пейзаж» (1919) также основывается на доминирующей в то время среди художников общества «Бубновый валет» живописной структуре Поля Сезанна и кубизма. Высокохудожественное использование приёмов композиционно-цветового строя свидетельствует о глубине осмысления сезанновских принципов, что ставит этот живописный пейзаж в ряд лучших работ Мильмана. По известным обстоятельствам Фальк, Мильман, П.П.Кончаловский, Шевченко были вынуждены отказаться от поисков новых художественных форм и приспособиться к запросам и вкусам времени. Тем не менее для их работ и более позднего периода характерны творческое вдохновение, богатство и смелость цвето-пластических решений и высокое мастерство.

В 2004 Музей искусств им. Шалвы Амиранашвили вошёл в состав Национального музея Грузии (генеральный директор – Давид Лордкипанидзе), который проводит широкую выставочную политику в стране и за рубежом. Экспонаты русского авангарда выставлялись в Париже, Нью-Йорке и во многих европейских городах.

Автор статьи: Нана Шервашидзе