НГХМ (Нижегородский государственный художественный музей)

Собрание русского авангарда, принадлежащее НГХМ, сегодня хорошо известно не только специалистам, но и широкой общественности в России и за рубежом. Его уровень определяют такие знаковые произведения, как «Импровизация 4» (1909) В.В.Кандинского, «Косарь» (1911–1912) К.С.Малевича, «Кацапская Венера» (1912) М.Ф.Ларионова, «Белки» (1910) Н.С.Гончаровой. Всего в собрании музея находится около 50 произведений мастеров авангарда, в основном живописных.

История формирования этой коллекции связана с деятельностью Музейного бюро при Отделе Изо НКП. Известно, что с осени 1918 закупочная комиссия, созданная при Музейном бюро, приступила к формированию Государственного художественного фонда, предназначавшегося главным образом для вновь создаваемых музеев живописной культуры (МЖК). Кроме Москвы и Петрограда, их предполагалось организовать прежде всего там, где уже имелись Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ). Нижний Новгород входил в число первых городов, в которых были открыты такие мастерские. Возглавил их московский живописец В.Ф.Франкетти – член коллегии Отдела Изо НКП, избранный в 1919 в её президиум. Франкетти стал одним из инициаторов создания МЖК в Нижнем Новгороде.

Б.Д.Григорьев. Голова мужчины. Этюд к картине «Улица блондинок». 1917. Картон, масло. 44,2х31. НГХМ
К.С.Малевич. Косарь. 1911 – 1912. Холст, масло. 114,3х67,2. НГХМ
Л.С.Попова. Натюрморт. 1915. Холст, масло, коллаж. 54×36. НГХМ
М.Ф.Ларионов. Пейзаж. 1909–1911. Холст, масло. 66×81. НГХМ
О.В.Розанова. Бубновая дама. 1912. Холст, масло. 84,5х71,3. НГХМ
0 / 0

С этой целью в соответствии с решением коллегии Отдела Изо от 20 февраля 1920 в Нижний Новгород было передано сорок два произведения современной живописи. Выдача оформлена Актом №13 от 17 марта 1920, подписанным уполномоченным Нижегородских СХМ Франкетти и заведующим Музейным бюро Д.П.Штеренбергом. В числе полученных из Москвы работ были картины Малевича, Кандинского, А.М.Родченко, Ларионова, Гончаровой, Л.С.Поповой, В.Е.Пестель, О.В.Розановой, В.Н.Синезубова, Н.А.Удальцовой, С.М.Романовича, А.В.Шевченко, полотна ведущих бубновалетцев П.П.Кончаловского, И.И.Машкова, А.А.Осмёркина, В.В.Рождественского, Р.Р.Фалька, а также некоторых представителей других стилевых направлений русского искусства начала ХХ века. Однако городские власти не смогли предоставить подходящее помещение для экспонирования и хранения этой коллекции. Осенью 1921 все картины перешли в художественный отдел НГХМ (в тот период Нижегородского народного художественно-исторического музея). Именно эти работы и составили основу музейной коллекции русского авангарда.

В свою очередь, ещё до передачи картин, полученных из Отдела Изо, руководство Нижегородского народного художественно-исторического музея обращалось в вышестоящие инстанции по поводу комплектования коллекции современной живописи, «столь необходимой в целях просветительской деятельности». В 1920-х в собрание музея поступило несколько произведений авангарда из Государственного музейного фонда, Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины НКП и других источников. Архивные документы позволяют утверждать, что картины художников – участников «Голубой розы» и «Бубнового валета», а также экспонентов выставки «Мишень» в то время были доступны для посетителей и находились в постоянной экспозиции.

В 1940-х – 1950-х, как и в большинстве музеев изобразительного искусства, неоднократно ставился вопрос о списании живописных работ, принадлежащих художникам «формалистических направлений». Тем не менее в НГХМ ни одно произведение не было списано или уничтожено по этой причине.

Следующее пополнение коллекции русского авангарда оказалось возможным только в 1960-х – начале 1970-х, когда из московских частных коллекций были приобретены полотна Гончаровой, Машкова, Кончаловского, Фалька. Тогда же авангард стал постепенно возвращаться в постоянную экспозицию, начиная с работ мастеров «Бубнового валета». В 1980-х – 1990-х большинство картин были отреставрированы. Первая по-настоящему полная экспозиция, включавшая все основные произведения из фондов музея, была открыта 4 ноября 1994.

С конца 1980-х музей регулярно принимает участие в крупных российских и международных выставочных проектах, представляющих русский авангард. Картины из собрания НГХМ побывали почти на всех континентах, их увидели жители более 30 стран мира. Многие работы вошли в тематические и монографические научные издания – отечественные и зарубежные, каталоги-резоне и каталоги персональных выставок Кандинского, Малевича, Гончаровой, Розановой, Романовича и других.

Среди выставок, на которых экспонировались работы из НГХМ, – L’Avant-garde Russe. Chefs-d’oeuvre des musées de Russie. 1905–1925 (1993. Nantes); Russian painting of the Avant-Garde. 1906–1924 (1993. Edinburg); Kandinsky, Malevich and the Russian Avant Garde Art 1905–1925 (1995. Seoul); Kandinskij, Malevich e le Avanguardie russe 1905–1925 (1995–1996. Torino); Chagall, Kandinsky, Malewitsch und die russische Avantgarde (1998. Hamburg; 1999. Zürich); Kandinsky et la Russie (2000. Martigny, Fondation Pierre Gianadda); Painting revolution: Kandinsky, Malevich and the Russian Avant-Garde (2000–2001. Phoenix Arizona, Chicago, Illinois, Portland, Oregon, Minneapolis, Minnesota, Miami Beach, Florida); The Nizhny Novgorod State Art Museum. The Best Painting Works (2000. Japan: Oita; Kitakyushu; 2001. Morioka); Vanguardia Rusa 1910–1920 (2000–2001. Buenos-Aires); Les peintres Russes du «Valet de Carreau»: entre Cezanne et l’ avant-garde (2004. Monaco); «Бубновый валет» в русском авангарде (2004. Санкт-Петербург, Москва); Волжский проект. Русская живопись XVIII – начала XX века. Выставка произведений из собрания НГХМ в рамках федеральной программы «Золотая карта России» (2005. Москва, ГТГ); Русский авангард: известный и неизвестный (2005. Нижний Новгород); Авангард: до и после. В рамках фестиваля «Европалия–Россия – 2005» (2005–2006. Брюссель); Vanguardias Rusas (2006. Madrid); Avanguardie russe. Malevich, Kandinskij, Chagall, Rodchenko, Tatlin e gli altri (2011–2012. Palermo; 2012. Roma).

Литература:
  • Живопись 20–30-х годов. Сост. А.М.Муратов. Автор вступ. статьи В.С.Манин. СПб., 1991;
  • Неизвестный русский авангард;
  • Е.М.Алленова. Весна авангарда и лаборатория соцреализма // Артхроника. 2005. №4;
  • И.В.Миронова. От импрессионизма до авангарда // Нижегородский государственный художественный музей. Русская живопись XVIII – начала XX века. [Альбом] М., 2005;
  • И.В.Миронова. Нижегородский государственный художественный музей // Третьяковская галерея. 2005. №4.;

Автор статьи: И.В.Миронова