МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества)

Образованное в 1843 училище пережило несколько периодов, непосредственно связанных с эволюцией русского искусства. Но педагогическая система, сложившаяся в училище, всегда была нацелена в первую очередь на обучение профессиональному мастерству, а уже потом – на формирование эстетических вкусов учащихся. Эти вкусы, сначала ограниченные рамками академического искусства, постепенно эволюционировали, с появлением в преподавательском составе художников-передвижников становились более демократичными. Ещё более серьёзные перемены произошли в МУЖВЗ с приходом в число его преподавателей И.И.Левитана, К.А.Коровина и особенно В.А.Серова. Эти блестящие мастера прививают учащимся вкус к свободной живописи, к поиску новых средств выражения.

В 1900-е в МУЖВЗ поступает много радикально настроенной молодёжи, которая объявляет методы преподавания устаревшими и восстаёт против педагогической системы училища. В 1909 Серов уходит из преподавателей училища, протестуя таким образом против недопущения к занятиям скульптора А.С.Голубкиной из-за её политической неблагонадёжности. В том же году из училища исключают М.Ф.Ларионова (Н.С.Гончарова покинула МУЖВЗ несколько раньше), П.П.Кончаловского, А.В.Куприна, Р.Р.Фалька. В 1910 группа учеников (около 50 человек) также исключается из училища. В декабре 1913 Совет МУЖВЗ запретил публичные выступления учеников. Запрет был направлен против В.В.Маяковского и Д.Д.Бурлюка, участвовавших в «Турне футуристов». В результате в феврале 1914 оба были из МУЖВЗ исключены. Тогда же в знак протеста о своём выходе из училища заявил В.Н.Чекрыгин. Конфликт начальства с молодыми авангардистами не помешал, однако, провести Ларионову выставку «Ослиный хвост» в новом выставочном зале МУЖВЗ (март–апрель 1912).

Преподаватели и ученики МУЖВЗ. Слева направо в первом ряду сидят М.Ф.Ларионов (третий), Р.Р.Фальк (четвертый), А.В. Куприн (пятый); во втором ряду стоят: В.С.Барт (третий), А.Э, Миганаджиан (пятый); в третьем ряду в центре Б.А.Такке. Апрель 1910

Таким образом училище, несмотря на традиционную систему преподавания, стало местом консолидации молодых авангардистов и в итоге сыграло важную роль в становлении московского авангарда.

Литература:
  • Н.А.Дмитриева. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М., 1951;
  • С.С.Степанова. Московское училище живописи и ваяния. Годы становления. СПб., 2005.;
Архивы:
  • РГАЛИ.Ф.680.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов