Музей «Новый Иерусалим»

Истра, Московская область

Музей «Новый Иерусалим» был основан в 1920 году на месте закрытого Новоиерусалимского монастыря. В 1935 году художественно-исторический музей в Истре был превращён в государственный опытно-показательный краеведческий и под этим названием продолжал работать до 1991 года.

Во время Великой Отечественной войны территория бывшего монастыря была оккупирована немецкими войсками, и при отступлении ими был взорван Воскресенский собор, значительная часть не вывезенных экспонатов погибла при взрыве и пожарах.

В послевоенный период пополнение художественных фондов в краеведческом музее становилось делом частной инициативы. Эта инициатива активно проявилась к середине 1970-х годов, когда директором музея В.Ф.Нижегородовым был сформирован научный коллектив из выпускников МГУ — искусствоведов и историков.

С 1977 года музей начал собирать коллекцию искусства XX столетия, возглавила эту деятельность Зеленская Галина Митрофановна – на тот период заместитель директора по научной работе. Открытие имён, «пропущенных» советской историей искусства, стало основной идеей комплектования.

К тому времени во многих региональных музеях активизировалось собирательство. По Москве ходили легенды о директоре Каракалпакского музея Игоре Витальевиче Савицком, увозившем в далёкий Нукус работы забытых мастеров 1920–1930-х годов. Открытиям неизвестных имён способствовали и однодневные выставки, проводимые Клубом живописцев в Московском доме художников на Кузнецком.

Уже в первые годы собирательства фонды музея пополнились работами известных мастеров-авангардистов, такими как Р.Р.Фальк, А.А.Осмёркин, А.В.Шевченко, а в 2020 году коллекция авангарда приумножилась полотнами Д.Д.Бурлюка и П.В.Кузнецова.

Особое место в собрании заняли произведения А.Н.Волкова, его творчество, в котором органично соединились пластические приёмы кубизма и примитива с азиатским искусством, представлено в собрании как живописными, так и графическими работами разных периодов.

Открытия неизвестных имён позволяло по-новому посмотреть на историю советского искусства, убедиться, что несмотря на гонения, авангардная культура не была полностью ликвидирована, дух её сохранялся в творчестве учеников и последователей первых авангардистов. В собрание музея вошли произведения таких мастеров, как ученик Александра Родченко Николай Лаков, ученица Казимира Малевича Дора Гуревич. Они, особенно в своих ранних работах, сохранили некоторые формальные приёмы, идущие от конструктивизма и супрематизма.

За годы собирательства фонды музея пополнились произведениями Р.Н.Барто, Е.С.Бугровой, Н.И.Витинга, Б.С.Земенкова, Е.Ф.Ермиловой-Платовой, Е.П.Левиной-Розенгольц, В.Е.Пестель, Ф.Ф.Платова, А.А.Поманского, О.А.Соколовой, Л.Н.Соловьёва, Н.П.Тарасова, А.Н.Чиркова, А.С.Ястржембского и других неучтённых в советской истории искусства авторов. Большинство из названных художников прошло школу Вхутемаса – Вхутеина, усвоив пластические уроки преподававших там мастеров-авангардистов. Многие из них остались верными этим урокам на всю жизнь, и музей стремился отразить их творчество по возможности полно, не ограничиваясь периодом 1920–1930-х годов.

«Пропущенное» в советской истории искусство часто называют «тихим», считая главным его идеологом Л.Ф.Жегина. Произведения Жегина – ценная часть коллекции, его работы, особенно живописное полотно «Реквием» 1918 года, позволяют судить как о его проникновении в язык древнерусского искусства, так и близости к современным ему веяниям: к поискам Чекрыгина, лучизму Ларионова. Помимо работ Жегина, музей хранит также работы его соратников и учеников, таких как В.Е.Пестель и Т.Б.Александрова.

Ценнейший раздел собрания – произведения М.К.Соколова и А.Ф.Софроновой, творчество последней представлено как графикой конструктивистского периода, так и более поздними работами середины 1920-х – 1930-х годов. Всего в фонды музея поступило около 500 произведений мастеров, прошедших школу авангарда, из них более двух третей – графика.

Автор статьи: Л.Денисова



Автор статьи: