«Молоко кобылиц»

Литературно-художественный сборник

Литературно-художественный сборник, выпущенный группой футуристов «Гилея». Выходные данные на обложке и титуле (М., 1914) не соответствуют действительности, поскольку сборник печатался в Херсоне, в типографии С.В.Поряденко, ранней осенью 1913. В своих воспоминаниях Д.Д.Бурлюк сообщает: «…когда Маруся [М.Н.Бурлюк – жена Д.Бурлюка] ещё лежала после родов в постели [конец августа], на её кровати сушились ручные офорты «Молока кобылиц», к печатанию коего сборника только что приступили» (Д.Бурлюк. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. СПб., 1994. С.286).

Первоначально для сборника предполагалось другое название – «Миристель», оно сохранилось в надписях на помещённых в книге литографиях Бурлюка. Экземпляр из собрания Института П.Гетти в Лос-Анджелесе (инв.88-В27484) имеет на обложке надпись чернилами с этим названием. Под «ручными офортами» Бурлюк, судя по всему, имеет в виду рисунки цветными чернилами, выполненные им с братом Владимиром и включённые в каждый из 400 экземпляров сборника. В экземпляре из собрания ГЛМ (инв.156448) с дарственной надписью издателя художнику-графику В.Соколову приведены названия этих рисунков – «Портрет женщины» Д.Бурлюка и «Сотворение мира» В.Д.Бурлюка.

Д.Д.Бурлюк. Рисунок из сборника «Молоко кобылиц». 1913. Цветные чернила
В.Д.Бурлюк. Литография из сборника «Молоко кобылиц». 1913
0 / 0

Вместо предисловия сборник открывает имеющий программный характер отрывок из письма В.В.Хлебникова Вяч.Иванову, в котором поэт говорит о смене ориентиров в европейской культуре, о грядущем возвышении её «азийского» пласта (С.3–4). Далее помещены стихи Хлебникова: «Мои глаза бредут как осень…», «Па-люди», «Песнь Мизиря», «Алфёрово» и «Сельская дружба». Больше половины сборника занимает подборка стихов Д.Бурлюка, многие из которых были напечатаны с использованием разных типов шрифта, выделений. Художественной цельностью отличаются «Зима» («Луна скользит как с корабля Мертвец…»), «Нас было двое…», «Вокзал» («Часовня встреч разлук…»), «Весна» и «Богиня Сехт». Также включены стихотворный цикл «Ущербленность» Н.Д.Бурлюка, «Зигзаги в вечер» («Адище города окна разбили…») В.В.Маяковского, заумная «Песня шамана» А.Е.Кручёных, произведения Б.К.Лившица, В.В.Каменского («Северная рождествель», «Словойско» и другие) и стихотворение «В блёсткой тьме» И.Северянина.

Восемь помещённых в сборнике автолитографий отпечатаны на плотной бумаге голубого тона. Две – исполнены Д.Бурлюком и наряду с изображением включают в себя написанные от руки стихотворные тексты («Луна», «Облако»). Остальные принадлежат В.Бурлюку: на четырёх листах в характерном для него «скифском» стиле изображены длинношееи персонажи с вытянутыми плоскими мордами; два листа решены в примитивистской манере (женский портрет и изображение иконы в окладе). В упомянутом выше экземпляре ГЛМ на одной из «скифских» композиций от руки указано название – «Соблазн», там же названо имя изображённой – А.А.Экстер, две автотипии с картин которой также помещены в сборнике.

Литература:
  • В.Ф.Марков. История русского футуризма. СПб., 2000. С.144–145;
  • В.Поляков. Книги русского кубофутуризма. М., 2007.;

Автор статьи: В.В.Поляков