«Мишень»

Выставка. Москва. Художественный салон К.И.Михайловой, Большая Дмитровка, 11. 24 марта – 7 апреля 1913

Издан: «Каталог выставки картин группы художников Мишень» (М., 1913).

Выставка живописи в Москве в марте–апреле 1913, организованная М.Ф.Ларионовым, – третья экспозиция из задуманной им в начале 1910-х серии выставок, после «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста». Смысл её названия сам Ларионов объяснил так: «то, во что целятся при стрельбе». Помимо Ларионова, в выставке приняли участие Н.С.Гончарова, художники его круга А.В.Шевченко, М.В.Ле-Дантю, молодые В.В.Левкиевский и С.М.Романович, а также К.С.Малевич и московские примитивисты Т.Н.Богомазов и В. Н.Д.Павлюченко. С выставкой «Мишень» связан также манифест «Лучисты и будущники», помимо Ларионова, подписанный рядом близких к нему художников – Гончаровой, В.А.Оболенским, Романовичем, М.А.Фаббри, Шевченко и другими.

И.В.Клюн. Усовершенствованный портрет И.В.Клюна. 1913. Холст, масло. 111,5х70,5. ГРМ («Мишень». №92 по каталогу)
Н.С.Гончарова. Фабрика. 1912. Холст, масло. 102,5х80. ГРМ («Мишень», №44 по каталогу)
М.Ф.Ларионов. Осень жёлтая. 1912. Холст, масло. 53,5х44,5. ГРМ («Мишень», №68 по каталогу)
0 / 0

Одновременно с «Мишенью» проходила организованная Ларионовым «Выставка иконописных подлинников и лубков», многие экспонаты которой, в том числе разноообразные лубки, были взяты из собраний Гончаровой, Ларионова и других художников. На «Мишени» также были впервые продемонстрированы произведения грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани. Его творчество было открыто весной 1912 в Тифлисе молодыми художниками из окружения Ларионова, братьями И.М. и К.М.Зданевичами и Ле-Дантю. Эту экспозицию как бы дополняли произведения приглашённых Ларионовым московских примитивистов – Богомазова и Павлюченко, а также такие экспонаты, как многочисленные детские рисунки (из собрания художника Шевченко) и вывески работы членов «2-й артели живописцев вывесок».

В день открытия «Мишени» в Политехническом музее состоялся организованный Ларионовым диспут о современном искусстве. В ходе вечера доклад о лучизме в живописи сделал Ларионов, выступали также Гончарова, Илья Зданевич и Шевченко. Диспут не был завершён из-за начавшегося скандала и потасовки в зале, потребовавшей вмешательства полиции. Скандальное начало выставки привлекало к ней повышенное внимание московской публики. Но выставка «Мишень» вошла в историю русского авангарда тем, что на ней были продемонстрированы новаторские поиски в живописи Ларионова и других мастеров. Это произведения в стиле «современного примитива» Ларионова: четыре полотна из серии «Времена года» и картины из его серии «Венер»; «Роща» Гончаровой (не сохранилась). Также на «Мишени» были широко продемонстрированы лучистские картины Ларионова (впервые лучистская живопись была показана им в экспозиции «Мира искусства» в Москве осенью 1912, но тогда она не привлекла к себе внимания) и Гончаровой: её работы «Кошки» (1913. Музей Соломона Р.Гуггенхайма, Нью-Йорк), «Лилии (лучистые)», «Вечер (лучистый)». Эти живописные произведения относились ещё к «реалистическому» (по определению Ларионова) лучизму – это не была чистая абстрактная живопись, в ней ещё прочитывались и угадывались очертания вполне конкретных предметов. На «Мишени» удачно дебютировал молодой Романович, представивший свою «Лучистую девушку» (не сохранилась), в которой интерес к классическому живописному наследию органично сочетался с идеями лучизма. Показанные на выставке полотна Шевченко были выполнены в манере, которую он сам чуть позднее назвал неопримитивизмом: живопись примитива в ней он стремился органично сочетать с отдельными приёмами современных живописных направлений, таких как кубизм, футуризм или же лучизм. На «Мишени» также была представлена обширная экспозиция новых полотен Малевича: «Портрет И.В.Клюнкова», «Утро после вьюги в деревне», «Точильщик (принцип мелькания)» и другие. Его произведениям на выставке была выделена отдельная комната. Эти полотна продемонстрировали интерес Малевича к кубофутуризму в живописи и отход от Ларионова и его группы; «Мишень» стала последней совместной экспозицией Ларионова и Малевича.

Литература:
  • Ослиный хвост и Мишень. М., 1913;
  • Г.Г.Поспелов. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. 2-е изд. М., 2008;
  • Иньшаков 2010.;

Автор статьи: А.Н.Иньшаков