Созданные В.Е.Татлиным конструкции из различных технических материалов – жесть, стекло, гипс, дерево и другие. Контррельефы эволюционировали от беспредметных рельефно-плоскостных композиций (1914) к пространственным конструкциям (1915–1916).

Возникновение идеи контррельефов многие исследователи связывают с поездкой Татлина в Париж, куда он отправился, получив гонорар за участие в «Русской кустарной выставке» в Берлине (1 февраля – 6 марта 1914), в качестве своеобразного экспоната – изображал слепого бандуриста. Татлин посетил мастерскую Пабло Пикассо, где видел его кубистические работы и мог видеть его первые опыты кубистического рельефа (Гитара. 1912. МоМА). Визит к Пикассо стал для Татлина импульсом к созданию контррельефов – первые уже в мае 1914 были продемонстрированы в мастерской художника на Остоженке (см.: Башня). Татлин сначала называл их «синтезостатичными композициями» или «живописными рельефами», а в декабре 1915 на «Последней футуристической выставке “0,10”» уже появилось название «угловые контррельефы». Первую статью, посвящённую новым произведениям Татлина, в 1915 написал С.К.Исаков: «Если в “живописных рельефах” Татлина прошлого года центр тяжести лежал на материале, то в “угловых контррельефах” этого года на первое место выступает “натяжённость”, “напряжение”. Поэтому-то художник и назвал их “контррельефами”. “Контратака”, как ответная, встречная, должна превосходить по энергии просто атаку. “Контррельефы” – рельефы с особо выраженным напряжением».

В.Е.Татлин. Угловой контррельеф. 1915. (Авторское повторение 1925). Железо, медь, дерево. 71х118. ГРМ
В.Е.Татлин. Контррельеф. 1916. Не сохранился
Л.А.Бруни. Трёхмерный рельеф. 1915–1916. Не сохранился
0 / 0

Под влиянием Татлина контррельефы в середине 1910-х делали Л.А.Бруни, С.И.Дымшиц-Толстая, В.Е.Пестель, а несколько позднее – П.С.Галаджев и другие художники.

Литература:
  • С.К.Исаков. К «контррельефам» Татлина // Новый журнал для всех. 1915. №2;
  • А.А.Стригалёв. О поездке Татлина в Берлин и Париж // Искусство. 1989. №2;
  • Владимир Татлин. Ретроспектива. Сост.: Анатолий Стригалёв и Юрген Хартен. [Каталог] 1993–1994. Köln [1993];
  • В.Ракитин. Мастеровой и пророк // Великая утопия;
  • Е.Ф.Ковтун. Угловые контррельефы Татлина // Служение русскому авангарду. Памяти Е.Ф.Ковтуна. СПб., 1998;
  • А.А.Стригалёв. Татлин и Пикассо // Пикассо и окрестности. Сб. статей. М., 2006.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов