Коллекция Сергея Щукина

Одно из крупнейших собраний современной французской живописи в России.

Предприниматель, коммерции советник (1894), выдающийся коллекционер новой французской живописи, Щукин происходил из купеческого сословия. Окончил Коммерческую академию в городе Гера, Германия (1873–1876).

Начал собирать картины в конце 1890-х под влиянием жившего в Париже младшего брата Ивана, лично знакомого с ведущими представителями французского художественного мира. В 1898 приобрёл в галерее Дюран-Рюэля в Париже первые полотна художников-импрессионистов (Клод Моне «Скалы в Бель-Иль»), после чего покупал (до 1904) картины представителей этого направления: Огюста Ренуара (три), Эдгара Дега (пять), Клода Моне (тринадцать). С 1903 по 1908 активно приобретал постимпрессионистов – Поля Сезанна (восемь картин), Поля Гогена (шестнадцать) и Винсента Ван Гога (четыре).

Следующим увлечением Щукина становятся фовисты, прежде всего Анри Матисс, с которым коллекционер лично знакомится в мае 1906. Его картины Щукин покупал в основном через галерею Бернхейма-младшего, а также непосредственно в мастерской художника. По заказу Щукина Матисс делает несколько работ большого формата, в том числе программные для искусства XX века декоративные панно «Танец» и «Музыка» (1910. ГЭ), которые были написаны специально для лестницы московского дома коллекционера. Осенью 1911 Матисс приезжает в Москву. В так называемом Розовом салоне щукинского особняка художник сам развесил свои картины, собрав их со всего дома, и эта экспозиция становится «московским музеем Матисса».

Весной 1913 Щукин приобретает «Арабскую кофейню», самое значительное из марокканских произведений художника, а осенью – «Портрет мадам Матисс» (оба 1913. ГЭ). Это была последняя, тридцать седьмая картина, купленная у Матисса.

Параллельно Щукин открывает для себя Пабло Пикассо, которого начинает целенаправленно покупать (с 1909), главным образом через галерею Д.-А.Канвейлера. За пять лет Щукину удаётся собрать самую большую в мире коллекцию работ Пикассо (пятьдесят одна), в том числе тридцать четыре картины кубистического периода. «Мы современники новой эпохи. Мы по-новому должны видеть и воспринимать форму. Пикассо – это будущее», – так объяснял коллекционер своё новое увлечение.

В 1912 обращает внимание на Андре Дерена и за два года покупает шестнадцать вещей, среди которых – «Портрет неизвестного, читающего газету» (1913. ГЭ). Эта работа стала последним приобретением Щукина. Благодаря его коллекции Матисс, Пикассо, Дерен и связанные с этими крупнейшими мастерами европейского авангарда течения оказываются представленными в России своими лучшими произведениями и гораздо полнее, чем где-либо в мире. Неслучайно А.Н.Бенуа в своих «Художественных письмах» назвал Москву «городом Гогена, Сезанна и Матисса».

С середины 1900-х щукинское собрание становится популярным, его называют «академией левого вкуса». Первый документально известный отзыв о галерее датируется 1900-м. С 1908 Щукин открывает галерею (Б. Знаменский переулок, 8) для посетителей (по воскресным дням, с 11 до 13 час., запись по телефону) и сам показывает картины.

В 1901 с коллекцией знакомится Грабарь, в 1903 – М.А.Волошин и М.Ф.Ларионов. П.П.Кончаловский, И.И.Машков, Р.Р.Фальк и В.В.Рождественский – около 1906. Примерно в то же время к Щукину попадают Н.С.Гончарова, М.С.Сарьян и П.В.Кузнецов, в 1908 – А.В.Куприн, в 1910 – А.В.Лентулов, М.В.Матюшин и В.В.Кандинский. В.Е.Татлин, К.С.Малевич и И.В.Клюн оказываются у Щукина не раньше 1910. В 1912 галерею впервые посещают Л.С.Попова и Н.А.Удальцова; К.С.Петров-Водкин – в 1914, А.Д.Древин – в 1916. Наиболее частые посетители галереи – студенты МУЖВЗ.

Уже в 1908 критики (П.П.Муратов) отмечают влияние галереи Щукина, «как наиболее сильного рассадника западных художественных течений», на судьбу русской живописи. Уникальная возможность получать информацию обо всех новых явлениях в искусстве непосредственно в России, в самый момент их появления, существенно влияет на развитие отечественного авангарда. Концентрация радикального французского искусства в Москве способствует формированию ряда художественных течений (кубофутуризм, неопримитивизм) и объединений. Щукин становится почётным членом общества «Бубновый валет», на выставке которого (1912. Москва) демонстрируется «Муза, вдохновляющая поэта» Анри Руссо из щукинской коллекции. Интерес к искусству Таможенника Руссо (представленного у Щукина семью картинами) совпал с увлечением примитивом «бубновых валетов» (открытие Нико Пиросманишвили, неопримитивизм А.В.Шевченко). В собрании Щукина также появляется негритянская скульптура, которой впервые заинтересовались французские фовисты и кубисты

К 1913 Щукин решает направить все усилия на создание музея новой французской живописи, который должен стать собственностью города. В октябре 1913 выходит первый каталог картин собрания Щукина, включающий двести двадцать пять произведений, а в начале 1914 журнал «Аполлон» публикует очерк Я.А.Тугендхольда «Французское собрание С.И.Щукина» и воспроизводит большую часть коллекции. Весной 1914 Тугендхольд, приглашённый Щукиным в качестве куратора коллекции, едет отбирать картины в Германию и Францию. С августа 1914, в связи с началом Первой мировой войны, эта работа приостанавливается. Не имея возможности покупать западную живопись, Щукин, в отличие от Морозова, не проявляет интереса к искусству современных русских художников.

5 ноября 1918 после национализации из коллекции Щукина был создан Первый музей новой западной живописи (МНЗЖ). Он располагался в доме Щукина по адресу Большой Знаменский переулок, 8. В его состав вошло двести пятьдесят шесть произведений живописи и графики западноевропейских, преимущественно французских, мастеров (пятьдесят один художник).

В августе 1918 Щукин эмигрирует и в 1919 поселяется во Франции. Несмотря на попытки ряда известных дилеров уговорить его продолжить собирать картины, он отклоняет все предложения. Отношения с художниками, в том числе с Матиссом, были прерваны.

Для публичного обозрения Музей новой западной живописи открылся весной 1919 (хранитель – дочь бывшего владельца Е.С.Келлер-Щукина). В июне 1919 было принято постановление считать коллекцию Щукина Первым отделением МНЗЖ.

Вскоре началась частичная перевеска, которая из-за отсутствия специалистов осуществлялась комиссией Наркомпроса. В её состав входили И.Э.Грабарь, Я.А.Тугендхольд, Б.Н.Терновец. Одновременно производилась инвентаризация и научное описание щукинской коллекции сотрудниками Музейного отдела НКП, в том числе Тугендхольдом. Под его руководством в 1920 была произведена частичная реэкспозиция (остался нетронутым только знаменитый зал Анри Матисса) и начата перевеска картин «по историческому принципу». Щукинское собрание, «лучшая галерея нового искусства», вплоть до 1923 имело статус историко-художественного памятника, и это помогло сохранить его целостность.

Как и в дореволюционные годы, щукинская коллекция оставалась предметом особого интереса со стороны художников, в первую очередь студентов Вхутемаса, для которых она являлась своего рода учебным пособием. Неслучайно в начале 1920-х в помещении Первого МНЗЖ планировалось проводить сравнительные выставки русского и французского авангарда.

В это же время вышло два издания, посвящённых музею. Первым из них было «Щукинское собрание французской живописи» П.П.Перцова (1921). Автор давал общую характеристику эволюции живописи от эпохи классицизма до Анри Матисса и Пабло Пикассо, а также анализировал творчество крупнейших французских мастеров (с использованием характерных для него историко-психологических и типологических параллелей из литературы и живописи). Вторым же изданием стало «Первый музей новой западной живописи» Тугендхольда (1923) – развёрнутый очерк истории новейшей французской живописи, начиная с импрессионизма (текст сопровождался кратким каталогом собрания без датировки и указания размеров произведений).

После публикации в апреле 1922 постановления об объединении щукинского и морозовского собраний музей получает новое название – Музей нового западного искусства (МНЗИ). Это название более соответствовало составу коллекции, так как, помимо живописи, в ней были представлены также скульптура и декоративно-прикладное искусство. 10 марта 1923 МНЗИ преобразован в Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ).

Литература:
  • П.Муратов. Щукинская галерея. Очерк из истории новейшей живописи // Русская мысль, 1908. Кн.8;
  • А.Бенуа. Художественные письма. Московские впечатления // Речь. 1911. 4 февраля;
  • Каталог картин собрания С.И.Щукина. М., 1913;
  • Я.А.Тугендхольд. Французское собрание С.И.Щукина // Аполлон. 1914. № 1–2;
  • П.П.Перцов. Щукинское собрание французской живописи. Музей нового западного искусства. М., 1922;
  • Я.А.Тугендхольд. Первый музей новой западной живописи. М.-Пг., 1923;
  • Б.Н.Терновец. Письма. Дневники. Статьи. Сост., вст. статья, тексты к разделам и комм. Л.С.Алёшина, Н.В.Яворская. М., 1977;
  • М.Б.Аксёненко. История Государственного музея нового западного искусства // Музей-3. Художественные собрания СССР. М., 1982;
  • А.А.Демская, Н.Ю.Семенова. У Щукина, на Знаменке... М., 1993;
  • А.Г.Костеневич, Н.Ю.Семенова. Матисс в России. М., 1993;
  • М.Бессонова. Коллекции Морозовых и Щукина и рождение русского авангарда // Морозов и Щукин – русские коллекционеры. От Моне до Пикассо. Каталог выставки. Кёльн, 1993;
  • Иван Клюн. Галерея С.И.Щукина в Москве. Публ. и комм. Н.Автономовой и А.Лукановой // Русская галерея. 1999, №1. С.69–73;
  • Н.Ю.Семенова. Жизнь и коллекция Сергея Ивановича Щукина. М., 2002;
  • Н.В.Яворская. История Государственного музея нового искусства (Москва). 1918–1948. М., 2012;
  • Н.Ю.Семенова Сергей Щукин. Биография коллекции. М., Слово/Slovo, 2019 (Sergei Shchukin. Biography of a Collection. M., Слово/Slovo, 2019);
  • Natalya Semenova The Collector. The Story of Sergei Shchukin. Yale University Press, 2018; 2020.

Автор статьи: Н.Ю.Семенова