ХХМ (Харьковский художественный музей)

Начало собрания художественного музея было положено основателем Харьковского университета (1805) Василием Каразиным, который приобрёл в Санкт-Петербурге у Фёдора Аделунга коллекцию западно-европейской графики (включая гравюры Дюрера, ныне 26 работ). Собрание Аделунга вместе с переданными в дар Университету коллекциями его воспитанников: И.Е.Бецкого (1859), А.Н.Алферова (1873), А.М.Матушинского (1886), стали его основой. После Октябрьского переворота университетский музей стал частью Центрального Художественно-исторического музея (1920), в 1922 он был реструктурирован во Всеукраинский социальный музей им. Артёма, а затем в Государственный художественно-исторический музей (1928).

Отдельную ветвь музейной сети составляли Музеи Революции Истпарта (Комиссия по истории Октябрьской революции и Коммунистической партии). Для них художники создавали заказные работы (В.Д.Ермилов, В.Т.Седляр, М.Л.Бойчук, И.И.Падалка, С.М.Прохоров, Б.М.Кратко и др.), которые приобретала Закупочная комиссия Наркомпроса.

В послереволюционные годы музейное собрание пополнилось за счёт национализированных коллекций, в том числе сахарозаводчика П.И.Харитоненко («Портрет Н. Матвеевой» [1909[ В.И.Сурикова; М.В.Нестерова «На родине Аксаковых» [1906], «Тихие воды»; «Портрет П.И.Харитоненко с сыном» [1911] Ф.А.Малявина; «Золотая осень» С.Ю.Жуковского; «Сирень» С.А.Виноградова).

В 1935 году Украинская государственная картинная галерея объединила почти все художественные ценности Харькова. К этому времени по сфабрикованному ГПУ делу о контрреволюционном блоке музейщиков (1933) были репрессированы П.Н.Жолтовский, С.А.Таранушенко, Е.А.Никольская, О.Я.Берладина, Д.П.Гордеев, Ф.И.Шмит (расстрелян в 1937). В 1937–1939 работы мастеров авангарда изъяты в «спецфонд» киевского музея (сейчас в НХМУ, сохранились благодаря усилиям сотрудников).

Накануне войны УГКГ насчитывала около 75000 экспонатов, эвакуировано в Новосибирск было меньше десяти процентов фонда. Перед отступлением из Харькова оккупанты сожгли музей с остатками коллекции. После войны собрание восстановлено как Харьковский государственный музей украинского искусства, затем – Государственный музей изобразительного искусства (1949), Харьковский художественный музей (1965).

В 1955 году в здании правления сахарного завода в Пархомовке, принадлежавшего до революции П.Харитоненко, Афанасием Федоровичем Лунёвым, школьным учителем, был создан музей. Его коллекция располагает подлинниками К.Писарро, П.Гогена, О.Ренуара, П.Сезанна, А.Матисса, М.С.Сарьяна, С.Т.Коненкова, В.В.Кандинского, К.С.Малевича («Супрематизм. 65». 1915), П.Пикассо («Голубь мира», портрет Ф. Жолио-Кюри, горшок «Человек и сова», тарелка «Ныряльщица»). Музей в Пархомовке является автономным отделом ХХМ.

В ХХМ хранится серия этюдов И.И.Левитана, графические работы М.А.Врубеля: «Ангел», «Орнамент», эскиз портрета Н.И.Забелы-Врубель (1900-е), скульптура «Садко», тарелка «Садко на берегу Ильмень-озера» (обе 1899–1900); В.Э.Борисова-Мусатова «Мальчик с собакой» (1895); рисунок К.А.Сомова «Портрет девочки»; линогравюра А.П.Остроумовой-Лебедевой («Вечер») и акварель «Венеция» (1911); живопись В.А.Серова «Портрет Волконской», «Ели» (1890); А.А.Рылова «Осень» (1909); К.С.Петрова-Водкина «Мать» 1913 (во время оккупации утрачены 3 его работы); Б.М.Кустодиева «Эскиз декораций к “Грозе”» А.Н.Островского (1918). «Портрет сестры» (1918) Г.Н.Шуриги периода учебы в ХХУ (с 1921 г. в Москве, П.Н.Шурига училась в харьковской студии Э.А.Блох, далее у А.Т.Матвеева, работала в Ленинграде); А.А.Дейнеки «Сен-Жермен» (1935), работы А.В. Шевченко и его учеников – К.Н.Суряева и В.В.Каптерева.

Музей располагает богатой коллекцией фарфора революционных лет (включая собрание Е.М.Шпектор): пластика, агитационные тарелки, выполненные по эскизам С.В.Чехонина, Г.М.Адамовича, Г.Т.Вильде, Н.Я.Данько, А.В.Щекатихиной-Потоцкой, А.Я.Брускетти-Митрохиной. В ХХМ представлены работы художников украинского авангарда: «Парижское кафе» (1903) А.И.Мурашко; 104 работы Г.Нарбута (14 из 15 листов «Украинской азбуки», 1917–1920); живопись, графика, сценография – Е.А.Агафонова, А.Н.Грота В.Д.Ермилова, Б.В.Косарева, Г.А.Цапка, Л.Ю.Крамаренко, И.И.Падалки, Н.Ф.Соболя и других.

В музее хранится переданная в дар уникальная коллекция живописи и графики 1920–1930-х учёного-строителя Ильи Лучковского (500 экспонатов). Произведения были приобретены у авторов или родственников художников в 1970–1980 годах. Среди них работы К.С.Петрова-Водкина «Демон» (1901), З.Е.Серебряковой «Холмы. Нескучное» (1914), А.Н.Бенуа «Версаль. Речной бог» (1914), П.П.Кончаловского «Фруктовый сад. Абрамцево» (1921), В.В.Лебедева «Обнажённая натурщица» (1936), Н.И.Альтмана «Натюрморт с золотой рыбкой», В.И.Шухаева «Портрет француженки. Мадам Годар» (1930), В.И.Малагиса «Натюрморт с полотенцем» (1930), А.В.Куприна «Цветы картошки», В.В.Рождественского «Путина на Белом море», И.И.Машкова «Плоды станицы Михайловской» (1936), Р.Р.Фалька «Селение на Украине» (1908), А.Е.Яковлева «Женский портрет» (1912), К.Н.Редько «Девушка с мимозой» (1933), А.А.Осмёркина «Набережная Академии», А.В.Шевченко «В саду» (1904), «Харьковский дворик», «Натюрморт с лимоном и вазой» (1931).

Литература:
  • Коллекционеры старой Москвы: Биографический словарь / Н.Полунина, А.Фролов; Предисловие академика С.О.Шмидта. М.: Независимая газета, 1997. (Серия «Энциклопедии»);
  • Харківський художній музей. 200 років колекції / Авт.-упорядники: В.Мизгіна, Т.Прокатова, Л.Мельничук, О.Денисенко, Т.Литовко, Л.Пономарьова. Харків: Фоліо, 2005;
  • Сайт Харьковского художественного музея. https://artmuseum.kh.ua/

Автор статьи: Т.В.Павлова, Л.Мельничук