Инхук (Институт художественной культуры)

Москва. 1920–1924

Уникальное явление московской художественной культуры начала 1920-х. Был задуман по инициативе В.В.Кандинского в декабре 1919 группой художников (В.Ф.Степанова, А.М.Родченко и другие) как Совет мастеров. На четвёртом общем собрании (6 марта 1920) переименован в Инхук. Зарегистрирован при Отделе Изо НКП. Начал свою работу 12 мая 1920.

В члены Инхука были приняты Б.Д.Королёв, А.М.Ган, музыковед Н.Я.Брюсова, А.Д.Древин, скульптор А.Т.Матвеев, В.Г.Бехтеев, Л.С.Попова, Степанова, Родченко, Н.В.Синезубов, Р.Р.Фальк, В.Ф.Франкетти, А.В.Шевченко и другие. В секции монументального искусства были созданы рабочие группы по живописи (во главе с Кандинским), танцу (руководитель Е.И.Боричевский) и музыке (возглавляла Брюсова).

В конце марта 1920 принимается «Программа теоретической секции института» (по проекту Кандинского), в основе её лежал анализ основных элементов отдельных искусств и искусства в целом, а также выявление закономерностей воздействия произведений искусства на человека. Каждое из искусств стремится выявить свою сущность и затем объединиться в новое синтетическое искусство. Неслучайно центром исследовательской работы стала секция монументального искусства. Теория проверялась художественной интуицией. План работ по живописи предусматривал изучение основополагающего цветового ряда (красный, синий, жёлтый) и спектральное смешение цветов (фиолетовый, оранжевый, зелёный).

Своего рода отчётом о деятельности Инхука стал доклад Кандинского на Первой всероссийской конференции заведующих подотделами искусств. Конференция прошла 19–25 декабря 1920.

Взгляды Кандинского не разделяли более молодые коллеги мэтра. Найти общий язык им не удалось, произошёл раскол на сторонников Кандинского и сторонников Родченко, видевших перспективы развития творчества во взаимодействии со скульптурой и архитектурой, а не с музыкой и танцем. 3 ноября 1920 начал действовать «параллельный» президиум Инхука, созданный по инициативе Родченко. Кандинский казался слишком субъективным. 27 января 1921 он и его сторонники выходят из Инхука. 4 февраля 1921 в новый президиум института во главе с Родченко вошли Степанова, А.В.Бабичев, О.М.Брик и Брюсова, тогда же был принят план деятельности и программа Рабочей группы объективного анализа. Приоритетом становится экспериментальное научное и идеологическое исследование предметов искусства в их цельности и во взаимоотношениях.

С января по апрель 1921 в Инхуке проходит дискуссия о композиции и конструкции, к которой участники пишут свои творческие кредо. Готовится сборник статей и материалов «От изображения к конструкции» (не вышел из-за отсутствия денег).

В марте–апреле 1921 были созданы рабочие группы: конструктивистов (Родченко, Степанова, К.К.Медунецкий, К.В.Иогансон, В.А. и Г.А.Стенберги, Ган и другие), архитекторов (Н.А.Ладовский, В.Ф.Кринский и другие), скульпторов (Королёв и другие), обжективистов (Древин, Попова, Н.А.Удальцова, А.А.Веснин и другие). Программы их несколько различались. Если конструктивисты утверждали «непреемственность художественной культуры прошлого для коммунистических форм», то обжективисты (от слова object – вещь) провозглашали «пересоздание реального мира» через «организацию конкретных свойств элементов в новый вещественный организм».

Инхук был тесно связан с работой Вхутемаса, в котором преподавали А.Веснин, Попова, Родченко, Степанова и другие. Анализ «конкретных свойств элементов искусства» (пространство, объём, плоскость, цвет, фактура), предпринятый членами Рабочей группы обжективистов, послужил базой для целого ряда дисциплин Вхутемаса. В учебную подгруппу Рабочей группы конструктивистов входили 17 студентов Вхутемаса (А.И.Ахтырко, Г.Л.Миллер, Г.Д. и О.Д.Чичаговы, В.А.Шестаков и другие).

Произведения Рабочей группы конструктивистов, которые впервые выступили как сплочённая группа (Родченко, Иогансон, Медунецкий, братья Стенберги), демонстрировались в отдельном зале на «Второй весенней выставке Обмоху» (открылась 22 мая 1921 в Москве). Выставка «Конструктивисты» (январь 1922; участвовали братья Стенберги и Медунецкий) оказалась для Москвы последней демонстрацией беспредметных пространственных конструкций.

Осенью 1921 в работе Инхука произошёл существенный перелом: этап «от изображения к конструкции» был признан завершённым и начался новый – «от конструкции к производству». Вошедшие в институт Б.И.Арватов и Б.А.Кушнер начинают рассматривать конструктивизм как переходную стадию к производственному искусству. Председателем правления института становится Брик. Несогласные с новым направлением работы Королёв, И.В.Клюн, Древин, Д.П.Штеренберг и Удальцова уходят из Инхука. Однако деятельность Инхука, развивавшего идеи производственного искусства, продолжалась до 1924.

Литература:
  • С.О.Хан-Магомедов. Инхук и ранний конструктивизм. М., 1994;
  • Крусанов. Т.II. Кн.1.;

Автор статьи: М.Б.Михайлова, В.И.Ракитин