«Игра в аду»

Поэма. 1912, 1914

Поэма А.Е.Кручёных и В.В.Хлебникова. Согласно воспоминаниям Кручёных, наброски его первой поэмы – «строк 40–50» – были дополнены Хлебниковым: «Велимир уселся и принялся приписывать к моим строчкам сверху, снизу и вокруг – собственные» (А.Е.Кручёных. Наш выход. М., 1996. С.49). По мнению Н.И.Харджиева, истоки замысла «этой, по определению Кручёных, “сделанной под лубок издёвки над архаическим чёртом” восходят к повести Н.В.Гоголя “Пропавшая грамота”, центральное место в которой занимает сцена игры в карты между героем и чертями» (Н.И.Харджиев. Судьба Кручёных // Харджиев 1997. Т. 1. С.300). Также заметна определённая близость к популярному в классической украинской литературе жанру «бурлескной» комедии («Энеида» И.П.Котляревского). Р.О.Якобсон указал на ещё один возможный источник – неоконченные наброски и, главное, рисунки А.С.Пушкина к поэме «Влюблённый бес», впервые опубликованные в конце 1900-х в популярном тогда издании С.А.Венгерова (Р.Якобсон. Игра в аду у Пушкина и Хлебникова // Сравнительное изучение литератур: Сб. ст. к 80-летию академика М.П.Алексеева. Л., 1976. С.35–37).

Поэма была издана литографским способом в августе 1912 в типографии В.Рихтера (Кручёных, Хлебников. Игра в аду. Поэма. Рис. Н.Гончаровой. М., [1912], тираж 300 экз.). Текст литографским карандашом был переписан самим Кручёных. Созданные Н.С.Гончаровой иллюстрации включают в себя заставки, занимающие либо всё верхнее поле листа, либо только три его четверти, оставляя левый угол свободным для текста, вертикальные рисунки на полях, размещённые слева от текста (Н.Гончарова предполагала, что брошюровка листов будет с правой стороны и лицом по отношению к задней обложке), и наконец – четыре постраничные иллюстрации. Две из них – парные изображения удлинённых фигур, идентичные помещённым на полях: «Построенные по вертикали, вкомпонованные в узкое, уплощённое пространство однофигурные иллюстрации Гончаровой представляют собой своеобразную автопародию на монументальные декоративные композиции «Евангелисты» (Н.Харджиев. Поэзия и живопись // Н.И.Харджиев. К истории русского авангарда. Stockholm, 1976. С.59).

К.С.Малевич. Обложка второго издания книги А.Е.Кручёных и В.В.Хлебникова «Игра в аду» (СПб., 1914). Литография.
Н.С.Гончарова. Обложка книги А.Е.Кручёных и В.В.Хлебникова «Игра в аду» (М., 1912). Литография
0 / 0

Среди ироничных или резко критических высказываний, появившихся в прессе после выхода книги (Nemo. Клуб чертей // Раннее утро. 1912, 18 августа. С.4; А.Бухов. Rec. // Синий журнал. 1912, №36. С.15; С.Кречетов. Rec. // Утро России. 1912, 6 октября. С.5; П.Перцов. Rec. // Новое время. 1912, 2 ноября. С.6), выделялась рецензия С.М.Городецкого «Непоседы» в газете «Речь» (1912, 1 октября. С.5). В ней критик отметил, что поэма «построена музыкально, без уважения к категориям времени и пространства». Говоря о рисунках Гончаровой, он особенно выделил последний, «изображающий крылатого старика, стремительно упавшего на колени».

Кручёных использовал фрагменты рецензии Городецкого в качестве предисловия ко второму изданию поэмы, вышедшему в свет в феврале 1914 (А.Кручёных, В.Хлебников. Игра в аду. 2-е дополн. изд. Обложка и 3 рис. К.Малевича. Остальные рис. О.Розановой. СПб. [1914], тираж 800 экз.). Издание готовилось в ноябре–декабре 1913, в процессе подготовки текст поэмы неоднократно переделывался Кручёных, а затем правился Хлебниковым (В.Хлебников. Неизданные произведения. Под ред. Н.Харджиева и Т.Грица. М., 1940. С.439).

Для второго издания бóльшую часть рисунков исполнила О.В.Розанова. В литературе часто встречается указание на зависимость её иллюстраций от решений, найденных Гончаровой (Н.Харджиев. Поэзия и живопись // К истории русского авангарда. С.60; Е.Ф.Ковтун. Русская футуристическая книга. М., 1989. С.174). Эта зависимость сильнее всего проявляется в изображении стоящих фигур, в то время как сюжетные сцены своей динамичностью резко отличаются от иллюстраций Гончаровой. Н.Гурьянова, развивая мысль Якобсона о связи образов поэмы с незавершённой поэмой Пушкина, считает, что Розанова была знакома с черновыми рисунками поэта и могла использовать их мотивы в своих иллюстрациях (Н.Гурьянова. О.Розанова и ранний русский авангард. М., 2002. С.71–73). Малевич оформил обложку (лицевая сторона и задняя обложка) и выполнил два рисунка с изображением чёрта (расположены на листе слева от текста) и страничную композицию с изображением двух чертей, распиливающих грешницу. По мнению Ковтуна, фигура чёрта, изображённая Малевичем на обложке, связана с известными эскизами к костюмам будетлянских силачей для «Победы над Солнцем» (Е.Ф.Ковтун. Русская футуристическая книга. С.150).

В окончательной редакции текст поэмы «Игра в аду» (вместе с вариантами и не вошедшими в неё фрагментами Хлебникова) был опубликован Кручёных в сборнике «15 лет русского футуризма» (М., 1928. С.24–40).

Литература:
  • В.Шершеневич. Футуризм без маски: Компилятивная интродукция. М., 1914;
  • S.Compton. The World Backwards: Russian Futurists Books, 1912–1916. L., 1978;
  • G.Janecek. The Look of Russian Literature. Avant-Garde Visual Experiments, 1900–1930. Princeton, 1984;
  • А.В.Гарбуз. Карнавальная природа поэмы Хлебникова и Кручёных «Игра в аду» // Фольклор народов РСФСР. Сб. статей. Вып.15. Уфа, 1988;
  • Е.Ф.Ковтун. Русская футуристическая книга. М., 1989;
  • В.Ф.Марков. История русского футуризма. СПб., 2000;
  • Н.Гурьянова. О.Розанова и ранний русский авангард. М., 2002;
  • Наталья Гончарова. Годы в России. [Каталог] СПб., 2002; Поляков 2007.;

Автор статьи: В.В.Поляков