ГМИРЛИ (Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля)

Москва

Коллекцию авангарда Государственного музея истории российской литературы им. В.И.Даля (Государственный литературный музей) можно отнести к мало изученным, несмотря на то, что некоторые из входящих в неё предметов широко известны, многократно публиковались и экспонировались в России и за её пределами. Эта коллекция связана как с художественным, так и с литературным авангардом, в первую очередь, с именами В.В.Маяковского, Д.Д.Бурлюка, В.В.Каменского, А.Е.Кручёных, В.Хлебникова, А.М.Ремизова и других. Она насчитывает около 2000 предметов живописи, графики, книг, фотографий, рукописей и аудиозаписей.

Раздел живописи авангарда (около 20 предметов) включает в себя работы В.В.Маяковского, Д.Д.Бурлюка, В.Д.Бурлюка, В.М.Ходасевич, В.В.Каменского. Коллекцию графики (около 1000 наименований) составляют предметы оригинальной и тиражной графики, плакаты, афиши, «Окна РосТА». Собрание фотографий представлено авторскими фотографиями А.М.Родченко и фотоколлажами Ю.Н.Рожкова. В отделе рукописных фондов хранятся творческие рукописи, письма и программные работы русских футуристов – Д.Д.Бурлюка, В.В.Маяковского, В.Хлебникова, А.Е.Кручёных, В.В.Каменского и других.

Коллекция авангарда начала формироваться в 1930-е годы. Первым по значимости стало поступление в музей в 1934 году материалов выставки «XX лет работы В.В.Маяковского», включавших плакаты, афиши, «Окна РосТА», книги, периодические издания, фотографии, а также вручную выполненные В.В.Маяковским таблички с наименованием разделов выставки, этикетки, аннотации. Следующей важной вехой в пополнении коллекции явились материалы несостоявшейся выставки В.В.Маяковского 1940 года. Полностью подготовленная Государственным литературным музеем, она так и не была открыта. Однако тогда в музей поступили эскизы В.В.Маяковского к «Мистерии-Буфф», рисунки Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, В.Е.Татлина, А.Г.Тышлера, а также работы В.Ф.Степановой, специально созданные для оформления выставки.

В 1940–1970-е годы художественная часть коллекции активно пополнялась. В ней появились работы Д.Д.Бурлюка, А.М.Родченко, Н.И.Альтмана, А.В.Лентулова, К.С.Малевича, И.А.Пуни, Г.Г.Клуциса, Л.Ф.Жегина, В.Н.Чекрыгина, С.В.Чехонина.

Многие ценные материалы по истории авангарда передали в музей Л.Ю.Брик, В.А.Катанян, А.Е.Кручёных, Н.И.Харжиев, Н.Д.Виноградов и другие. Художник М.М.Черемных в своих воспоминаниях рассказал о поступлении в музей собрания «Окон РосТА»: «В РосТА оставался всегда один экземпляр плаката – для отчётности, для справок. Хранились они в шкафах в специальной комнате. Так как разобраться в них и отыскать нужное было довольно трудно, то мы стали фотографировать “Окна”. Фотографии вклеивались в альбом одна за другой, по мере выхода “Окон”. Когда РосТА закрыли, в наше помещение въехал Главполитпросвет, а архив наш так там и остался. Новые “жильцы”, получая пайки, заворачивали в “Окна” селёдки и пшено. Я предложил [Н.Д.] Виноградову спасти остатки архива. Мы наняли подводу, сами перетаскали охапками “Окна”, и никто даже не спросил нас, кто мы такие и почему увозим их. “Окна” перевезли на квартиру Виноградова. Я унёс к себе два альбома с фотографиями. “Окна” Виноградов передал впоследствии в Литературный музей». Одним из наиболее интересных разделов собрания Н.Д.Виноградова, служившего в «Окнах РосТА» художником-трафаретчиком, оказались вырезанные вручную трафареты, по которым и выполнялся тираж агитационных плакатов.

В 1941 году в коллекцию музея поступили эскизы спектакля «Победа над солнцем», выполненные К.С.Малевичем (включая ранний карандашный набросок знаменитого «Чёрного квадрата»), в 1955 году – оригиналы рекламных плакатов А.М.Родченко и В.В.Маяковского для Резинотреста, Мосполиграфа и Моссельпрома. В 1941, 1955, 1970 годах в музей поступили несколько подборок рисунков Ю.П.Анненкова: портреты современников, шаржи, иллюстраций к поэме А.А.Блока «Двенадцать».

Коллекция художественного авангарда продолжала активно комплектоваться вплоть до конца 1990-х годов. Позднее она пополнялась единичными поступлениями. Исключением стало получение музеем в 2013 году архива А.М.Ремизова, приобретённого Министерством культуры РФ во Франции и содержавшего, в том числе, рисунки и каллиграфические композиции, о которых Ю.П.Анненков писал: «Ремизов создавал полудетские, полузаумные графические фантасмагории, удивлявшие меня игрушечностью при глубоком графическом мастерстве. Он рисовал замечательно и диковинно. Его линейные и пятновые (а зачастую – в красках) сочетания, густо-густо заполнявшие пространство рисунка, носили архаически-орнаментальный характер и вызывали ощущение загадки». Тогда в музей поступили 15 графических альбомов Ремизова 1917–1957 годов, а также серия «конструкций» – геометрических коллажей из цветной бумаги, картона и осколков стекла, которые Ремизов начал создавать в 1940 году после того, как взрывной волной во время немецкой бомбардировки в его парижской квартире выбило окна, и о которых писал: «Они отдельно – мои цветные (наклейка) графированные конструкции – в них весь мой мир. Залитый краской, как в пожаре горящий».

В настоящее время музейная коллекция художественного авангарда, помимо уже упомянутых, содержит произведения В.С.Барта, М.А.Врубеля, Л.А.Гудиашвили, А.А.Дейнеки, Г.А.Ечеистова, К.В.Кандаурова, В.И.Козлинского, П.П.Кончаловского, Н.И.Кульбина, Н.Ф.Лапшина, М.В.Ле-Дантю, В.В.Лебедева, И.А.Малютина, И.И.Машкова, П.В.Митурича, Ю.Л.Оболенской, В.И.Пестель, К.С.Петрова-Водкина, Ю.И.Пименова, А.И.Порет, Н.Н.Пунина, С.Ю.Судейкина, Н.М.Чернышева, Д.П.Штеренберга, Б.Р.Эрдмана, Д.А.Якерсона, Г.Б.Якулова.

Другим значительным разделом коллекции является собрание книг русского авангарда. Его основа была заложена в 1938 году с поступлением в музей библиотеки Д.Бедного, одной из лучших в Советской России. Позднее книга авангарда активно приобреталась в букинистических магазинах и у частных коллекционеров. Замечательное собрание футуристических изданий пришло от А.Е.Кручёныха. В него входили знаменитый поэтический сборник кубофутуристов «Пощёчина общественному вкусу», «Нагой среди одетых» В.В.Каменского, «Апокалипсис в русской литературе» А.Е.Кручёныха, «Зангези» В.Хлебникова, «Владимир Маяковский. Трагедия» В.В.Маяковского, «Писанка футуриста» С.А.Подгаевского, «Янко Круль Албанский» И.М.Зданевича и другие. Украшением коллекции является книга В.Ф.Степановой «Гауст Чаба», созданная на газетных листах.

Интереснейшие материалы по истории русского авангарда находятся в отделе аудиовизуальных фондов, основу собрания которого составляет коллекция аудиозаписей, сделанных в 1910–1920-е годы основателем звукоархивистики в России С.И.Бернштейном. В фонетической лаборатории Института Живого Слова ему удалось записать голоса многих известных писателей и поэтов. В музее хранится часть архива Бернштейна, в том числе фоновалики с записями авторского чтения поэтов русского авангарда – В.Хлебникова, Д.Д.Бурлюка, В.В.Маяковского, В.В.Каменского и других.

Разделы, посвящённые художественному и литературному авангарду, включены в состав постоянной экспозиции Музея Серебряного века (пр. Мира, 30). Предметы русского авангарда регулярно используются на выставках музея, предоставляются для экспонирования в художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей), а также в музеи Италии, Франции, Испании, Германии и других стран мира.

Автор статьи: Д.Каверина