ГМИИ РТ (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан)

Казань

Коллекция русского авангарда ГМИИ РТ включает более 80 произведений живописи, графики и скульптуры ведущих мастеров авангарда – Н.С.Гончаровой, В.В.Кандинского, П.П.Кончаловского, А.В.Куприна, М.Ф.Ларионова, А.В.Лентулова, И.И.Машкова, А.А.Осмёркина, В.В.Рождественского, Р.Р.Фалька и других. С учётом ранних импрессионистических произведений художников-авангардистов и их творчества во второй половине 1920-х – начале 1930-х, а также произведений художников-символистов, ставших предтечами авангарда, К.Ф.Богаевского, П.В.Кузнецова, Н.Д.Милиоти, Н.К.Рериха, Н.Н.Сапунова, М.С.Сарьяна, П.С.Уткина и других, это число увеличивается почти до 150. Живопись и графика занимают в коллекции почти равные доли, однако в графике отражено меньше имён, поскольку графика представлена сериями гравюр Д.П.Штеренберга, А.М.Родченко и В.Ф.Степановой, литографированными альбомами Кузнецова, Богаевского, монографическими коллекциями рисунков Машкова и Фалька. В гораздо меньшей степени присутствует в коллекции скульптура – произведения Б.Д.Королёва, С.Т.Конёнкова, И.С.Ефимова.

Коллекция ГМИИ РТ начала формироваться в 1920, после того как Казанский научно-промышленный музей был реорганизован сначала в Казанский губернский музей (1919), затем в Центральный музей Татарской АССР (1920). Большую роль в пополнении коллекции современного русского искусства, которое до этого времени совсем не было представлено в музее, сыграли Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины и Государственный художественный фонд Отдела Изо НКП, который в 1920 передал художественному отделу музея целый ряд произведений ведущих русских художников, представляющих в первую очередь новейшие художественные течения. Именно эти поступления – три скульптуры Королёва, Конёнкова, Ефимова и более 40 живописных работ ведущих русских авангардистов и менее известных мастеров, таких как А.В.Грищенко, М.В.Ле-Дантю, А.И.Мильман, Н.В.Синезубов, Б.А.Такке и другие, – составили ядро казанской коллекции русского авангарда. Передача осуществлялась в несколько приёмов и была приурочена к 25-летнему юбилею музея, отмечавшемуся в апреле 1920, и к проведению Первой государственной выставки науки и искусства, прошедшей в мае–июне 1920 в помещении Казанских государственных художественных мастерских (бывшая Казанская художественная школа), после которой большинство экспонировавшихся произведений русского авангарда поступило в собрание художественного отдела музея.

Н.С.Гончарова. Шабат. 1911. Холст, масло. 137,5×118. ГМИИ РТ
В.В.Кандинский. Импровизация. 1913. Холст, масло. 120х139. ГМИИ РТ
А.В.Лентулов. Портрет (Женщина с гитарой). 1913(). Холст, масло. 100х97. ГМИИ РТ
0 / 0

Расширение коллекции русского авангарда происходило во второй половине 1920-х – начале 1930-х: из ГМФ в 1927 и 1929 были переданы живописные полотна Д.Д.Бурлюка, М.С.Сарьяна, В.Э.Борисова-Мусатова, Уткина, а также три ксилографии Штеренберга. В эти же годы в собрание поступили альбомы печатной графики Кузнецова и Богаевского. В 1930 из ГРМ был передан ряд живописных произведений Рериха, Милиоти, Н.И.Альтмана, Н.И.Кульбина. В 1932 из ГТГ поступили живописные полотна Ларионова и Кандинского (находились в собрании МЖК до его расформирования).

Следующий этап формирования коллекции русского авангарда связан с новой реорганизацией музея в 1958, когда художественный отдел приобрёл статус самостоятельного музея изобразительных искусств и в 1968 переехал в собственное здание. 1970–1980-е стали периодом активных закупок произведений у наследников мастеров русского авангарда. Так в 1969 у Е.М.Бебутовой было приобретено живописное полотно Кузнецова, в 1975 у М.И.Машковой – три живописных полотна и семь рисунков Машкова, в 1985 и 1987 у А.В.Щекин-Кротовой – два живописных произведения и 45 рисунков Фалька, в 1988 у В.А.Родченко – графические композиции Родченко и Степановой.

Таким образом сформировалась одна из крупных коллекций русского авангарда в российских музеях, которая отражает основные тенденции его развития и эволюцию отдельных мастеров, таких как Фальк, Машков. Коллекция русского авангарда ГМИИ РТ с конца 1980-х выставляется в постоянной экспозиции музея и неизменно востребована на всех крупнейших выставках русского авангарда, проходящих в России и за рубежом: «Русское и советское искусство 1910–1930» (1989. Турку), Кандинский (1989. Москва–Ленинград–Франкфурт-на-Майне), «Кандинский в России» (1993. Петербург–Флоренция), «Москва – Берлин» (1995–1996. Берлин; 1996. Москва), «Амазонки авангарда» (1999. Берлин; 2000. Лондон–Венеция–Бильбао; 2001. Нью-Йорк–Москва); «Русский символизм – “Голубая роза”» (2005–2006. Брюссель; 2006. Москва), «Футуризм – радикальная революция. Италия – Россия» (2008. Москва) и другие.

Ещё одной особенностью собрания авангарда ГМИИ РТ является наличие обширной коллекции местного авангардного искусства (более 400 произведений живописи, графики и скульптуры, среди которых преобладает графика), получившего бурное развитие в Казани в 1920. Формирование этой коллекции шло параллельно с развитием самого искусства – начиная с 1919, музеем приобретались живописные, скульптурные, графические (в том числе в новых художественных техниках, например фотомонтажа) произведения ведущих казанских авангардистов 1920-х – К.К.Чеботарёва, А.Г.Платуновой, С.С.Федотова, И.Н.Плещинского, Н.С.Шикалова, Ф.Ш.Тагирова и других.

В 1960–1970-е музей продолжает пополнять живописную коллекцию казанского авангарда и приобретает ряд произведений Чеботарёва и Платуновой, особенно интенсивно в это время формируется графическая коллекция, поскольку основная её часть осталась в фондах старого музея (ныне – Национальный музей РТ). Этому процессу способствовали тесные контакты с художниками казанского авангарда, в большинстве своём вынужденными уехать из Казани ещё в 1920-е, и их наследниками. В 1978–1979 был проведён цикл графических выставок, представивших широкую панораму казанской графики 1920-х. В результате этого, а также последующих контактов, в собрании ГМИИ РТ образовались монографические коллекции казанских графиков-авангардистов Плещинского, Тагирова, Д.Н.Красильникова, М.В.Барашова и других. Выставочная и собирательская деятельность музея в 1990–2000-е позволила сформировать представительную коллекцию печатных малотиражных изданий казанского графического коллектива «Всадник».

С 2005 живопись казанского авангарда представлена в постоянной экспозиции Национальной художественной галереи «Хазинэ», филиала ГМИИ РТ. Выставки казанского авангарда проходят не только в Казани (1978–1979; 1990; 1993; 2002; 2005; 2006), но и в Москве («Архумас. Казанский авангард 20-х», 2005). Произведения лидеров казанского авангарда Чеботарёва и Шикалова включены в постоянную экспозицию русского искусства ХХ века в ГТГ, работы Плещинского – в постоянную экспозицию НХМУ в Киеве.

Литература:
  • Выставка произведений художников Татарии 20–30-х годов. К 70-летию образования ТАССР. Государственный музей изобразительных искусств ТаССР. Авторы-сост. Е.П.Ключевская, В.А.Цой, Р.Г.Шагеева, Д.Т.Садыкова. [Каталог] Казань, 1990;
  • Архумас. Казанский авангард 20-х. Государственный музей изобразительных искусств РТ, Казань;
  • Галерея «Арт-Диваж», Москва. [Каталог] М., 2005;
  • Русское искусство XVII – начала ХХ веков. Живопись. ГМИИ РТ. Автор-сост. Г.А.Могильникова. [Каталог] Казань, 2005;
  • От импрессионизма к абстракции. Русская живопись конца XIX – начала ХХ века. ГМИИ РТ. Казань, 2007 (мультимедийное издание).;

Автор статьи: О.Л.Улемнова