ГМИ СПб (Государственный музей истории Санкт-Петербурга)

Государственный музей истории Санкт-Петербурга – один из крупнейших исторических музеев современной России, насчитывающий в своих фондах около 1,5 млн экспонатов. Музей ведёт свою историю от Музея Старого Петербурга, официально учреждённого в 1908. В советские годы история музея складывалась непросто – его закрывали, несколько раз меняли концепцию музея, характер его экспозиций и принципы комплектования, менялось и название. Из Музея Города, занимавшегося проблемами урбанистики в самом широком смысле этого слова, он превратился в Музей социалистической реконструкции города, потом – в Музей-выставку строительства и городского хозяйства, в Музей истории и развития Ленинграда, Музей архитектуры Ленинграда и, наконец, в 1953 – в Музей истории Ленинграда (с 1991 – Музей истории Петербурга).

В разные периоды музей становился прибежищем для гонимой творческой и научной интеллигенции Петрограда–Ленинграда. В первые послереволюционные годы здесь служили многие «бывшие», в 1960-е – 1970-е – ленинградские диссиденты и художники «поколения дворников и сторожей». В 1920-е – 1940-е музей давал заработок и художникам-авангардистам. Так, в музее работали филоновцы М.П.Цыбасов, В.А.Сулимо-Самуйлло, соратник К.С.Малевича Н.М.Суетин занимался созданием блокадной экспозиции… В качестве примера сотрудничества музея с художниками авангарда можно указать и на передачу Музею города в 1918–1920 магазинных вывесок, организованную левыми художниками, в частности В.М.Ермолаевой.

Н.С.Гончарова. Поклонение волхвов. Начало 1910-х. 33,4×25,4. ГМИ СПб
Н.И.Евграфов. Праздник на Кировских островах. 1941. Холст, масло. 140×220. ГМИ СПб
М.В.Матюшин. Пейзаж со всех сторон. 1920. 31,5х33. ГМИ СПб
0 / 0

С первых лет существования музея одной из главных его задач было изучение истории петербургской архитектуры и градостроительства. Эту деятельность начал Музей Старого Петербурга, а после революции продолжил Музей Города, где была сформирована основа обширной коллекции архитектурных чертежей, хранящейся ныне в фонде советской и современной архитектурной графики ГМИ СПб. Собрание, включающее материалы архитектурных конкурсов, проекты планировки, застройки и благоустройства Ленинграда, а также проекты, создававшиеся ленинградскими зодчими для других городов СССР, начало формироваться в 1920-е, прежде всего стараниями директора музея – выдающегося русского архитектора и градостроителя Л.А.Ильина, который до 1929 фактически был главным архитектором Ленинграда.

В этот период музей находился в самом центре архитектурной жизни города. В 1924 было создано Бюро планировки Ленинграда во главе с Ильиным, которое занималось разработкой проектов градостроительной реконструкции отдельных районов города и первых вариантов генерального плана развития Ленинграда. Все эти проекты поступали в музей, так же как и «материалы, рисующие текущую работу Губоткомхоза в области планировки города и нового жилищного строительства». Одним из направлений этой работы была организация архитектурных конкурсов, в подготовке и проведении которых активно участвовал Музей Города. Так, во второй половине 1920-х – начале 1930-х в его собрание поступили проекты И.Г.Лангбарда, Н.А.Троцкого, И.А.Фомина, представленные на конкурс «на составление проектов новых типов жилых домов для рабочего населения» в Московско-Нарвском и Володарском районах Ленинграда (1925); конкурсные проекты Дома культуры Московско-Нарвского района Ленинграда (1925) Д.П.Бурышкина, А.И.Дмитриева, А.И.Гегелло, В.А.Щуко; конкурсные проекты Кондратьевского жилмассива (1927–1928) и дома-коммуны на 2000 человек для рабочих Ленинграда (1930). Следует особо отметить, что в Музей Города поступали материалы далеко не всех архитектурных конкурсов, проходивших в Ленинграде в 1920-е – начале 1930-х. Возможно также, что часть проектов в ходе постоянных реорганизаций музея в 1930-е была утрачена. Последним из конкурсов эпохи конструктивизма, материалы которого были переданы Музею Города, а ныне хранятся в ГМИ СПб, стал всесоюзный конкурс на проект Ленинградского зоопарка (1932).

Хотя сформированное Музеем Города ядро коллекции архитектурной графики не отражало с исчерпывающей полнотой реальную строительную практику эпохи конструктивизма, но основные вехи развития ленинградского архитектурного авангарда прослеживаются довольно чётко. В довоенный период в собрание поступили проект знаменитой Круглой бани, созданный лидером ленинградского конструктивизма А.С.Никольским (1927), проекты жилых и общественных зданий Г.А.Симонова, в том числе его знаменитой школы на ул. Ткачей (1927); комплекс проектных чертежей больницы им. С.П.Боткина Гегелло и Д.Л.Кричевского (1927), проекты клуба завода «Электросила» Н.Ф.Демкова (1929), фабрики-кухни Московско-Нарвского района А.К.Барутчева, И.А.Гильтера, И.А.Меерзона, Я.О.Рубанчика (1929), Дома советов Московского района Ленинграда И.И.Фомина и В.Г.Даугуля (1930) и многие другие листы.

Формирование коллекции было продолжено в конце 1950-х за счёт поступления материалов из различных организаций (ЛИСИ, Ленпроект, Ленинградский дом архитектора, Управление по делам архитектуры исполкома Ленгорсовета и другие) и от частных лиц. В 1960-е – 1980-е значительно пополнилось собрание чертежей Гегелло, Никольского, Троцкого; в музей поступили личные архивы архитекторов Лангбарда, Е.А.Левинсона, Н.А.Митурича, А.А.Оля, в том числе их работы конструктивистского периода. В настоящее время музейное собрание графического наследия ленинградского архитектурного авангарда не имеет себе равных.

Несмотря на то что коллекционирование русского авангарда никогда не входило в число специальных задач музея, целый ряд материалов, связанных с авангардным движением в дореволюционной и советской России, неизбежно должен был оказаться в собрании ГМИ СПб, поскольку одним из направлений комплектования музейных фондов было коллекционирование предметов, представляющих художественную жизнь Петербурга–Петрограда–Ленинграда. Сегодня эти материалы разбросаны по разным фондам музея.

В ГМИ СПб исторически сложилась своеобразная структура фондов. Живопись и оригинальная графика, а также гравюры и литографии представлены в фонде живописи и графики истории города (дореволюционные материалы), фонде советской и современной живописи и графики, фонде живописи и графики городов мира. Плакаты, меню, программы и прочие виды прикладной графики – в фонде тиражированной графики.

В фондах живописи и графики хранятся поступившие в разные годы из различных частных коллекций пусть небольшие, но чрезвычайно важные произведения мастеров классического русского авангарда, в числе которых – «Рождество» Н.С.Гончаровой, «Ростки» Е.Г.Гуро (1905–1907), эскиз занавеса кабаре «Бродячая собака» Н.И.Кульбина (1912), «Смерть праведника» С.И.Бодуэн де Куртенэ (1910-е) и другие. В собрании музея также представлены акварели и рисунки К.С.Петрова-Водкина, Ю.П.Анненкова, в том числе знаменитые иллюстрации к «Двенадцати» А.А.Блока, живопись и графика мастеров художественных объединений «Тринадцать», «Круг художников» и другие; литографии О.В.Розановой, И.С.Школьника, Гончаровой (серия «Мистические образы войны») и другие.

В фонде тиражированной графики имеются плакаты из серии «Сегодняшний лубок», афиши выставок «Союза молодёжи», коллектива МАИ, диспутов и лекций, агитационные материалы, выпущенные при участии Л.М.Лисицкого. В книжном фонде музея – каталоги тех же выставок, а главное – знаменитая книга русского авангарда – сборники «Дохлая луна», «Трое», «Садок судей», «Рыкающий Парнас»; филоновский «Пропевень о проросли мировой», «Небесные верблюжата» Гуро и другие.

В фонде советской и современной живописи и графики хранятся эскизы декоративного убранства города к советским праздникам, включая эскизы оформления Дворцовой площади к первой годовщине Октябрьской революции Н.И.Альтмана. В фонде фотографий – фотофиксация празднично украшенных улиц города в 1918–1920-е…

Для формирования коллекции так называемого петербургского авангарда в ГМИ СПб в 1970-е – 1980-е много сделали искусствоведы А.В.Повелихина и П.П.Ефимов, в те годы – научные сотрудники музея. Именно в это время Повелихина вместе с Е.Ф.Ковтуном, научным сотрудником ГРМ, начали работу по возвращению в историю русского искусства имён художников русского авангарда. При посредничестве Повелихиной в собрание музея поступили (были переданы в дар или закуплены) произведения и архивные документы от ближайших родственников художников петербургского авангарда или даже от них самих. Так, наследие М.В.Матюшина, включавшее не только работы самого художника, но и его второй жены, Гуро, учебные работы учеников Матюшина по Вхутемасу–Вхутеину и произведения мастеров группы КОРН, а также работы Матюшина-фотографа, многочисленные личные вещи, предметы обстановки дома художника на Песочной улице, документы были переданы вдовой Матюшина, О.К.Громозовой-Матюшиной, и Т.В.Караваевым.

Собственные произведения передавали в музей П.М.Кондратьев, Б.И.Гурвич, К.И.Нелиус… Произведения Т.Н.Глебовой поступали в разные годы как от неё самой, так и от её сестёр – Л.Н. и А.Н.Глебовых. Из семьи художника происходят живописные и графические работы В.А.Гринберга. Произведения учеников Филонова Н.И.Евграфова и Сулимо-Самуйлло передали в музей вдовы художников – А.Е.Мордвинова и Н.П.Нератова. От наследников поступили художественные архивы ученика Филонова, Г.А.Новикова.

Своеобразие коллекции ГМИ СПб заключается в том, что в ней представлены произведения мастеров так называемого петроградского авангарда 1920-х, то есть художников, входивших в круг лидеров классического русского авангарда – Малевича, Матюшина, Филонова, каждый из которых имел собственную «школу», коллектив учеников и единомышленников. Этот период был чрезвычайно важен для авангардного движения в целом – искусство в это время стало предметом серьёзного научного изучения, лабораторного анализа. Центром такой исследовательской деятельности был Гинхук, в котором Филонов, Малевич и Матюшин возглавляли каждый по отделу.

Именно работы этого круга больших мастеров русского авангарда и составляют ядро коллекции музея, включающей, в частности, произведения «филоновцев» Евграфова, Мордвиновой, Новикова, Сулимо-Самуйлло, Л.Ф.Фроловой-Багреевой… Учеником и последователем Филонова Гурвичем были сохранены огромные холсты, созданные коллективным методом к знаменитой выставке МАИ в ленинградском Доме печати (1927). В 1985 Гурвич передал два из них в ГРМ, три – в ГМИ СПб. Это работы «Мой дом – моя крепость. Лейбористы» Гурвича, «Новый быт (1 мая)» Е.А.Кибрика, «Кинто (Тифлисский базар)» Д.П.Крапивного. (Авторство указано условно – известно, что работы действительно выполнялись коллективом молодых живописцев, а в качестве авторов условно обозначены авторы идеи и первоначальной композиции полотен.) Годом позже коллекция музея пополнилась ещё одной работой филоновцев для Дома печати – «Рабочий, сидящий за столом» (Э.А.Тэнисман, Е.Ф.Горевая). Из учеников Малевича в собрании музея представлены имена А.А.Каган, Нелиус, В.В.Стерлигова, Л.А.Юдина. Некоторые петербургские художники оказались учениками сразу двух лидеров авангарда. Так, Е.М.Магарил сначала занималась у Малевича в Витебске и была членом Уновиса, а уже в 1920-е оказалась в мастерской Матюшина.

Отдельный раздел собрания – работы художников группы КОРН (Коллектив расширенного смотрения. См.: Школа М.В.Матюшина), объединявшей учеников Матюшина, – Е.Я.Астафьевой, И.В.Вальтер, В.Э.Делакроа, Магарил, Н.И.Кострова, В.И.Курдова и других. Результатом работы над новым методом «расширенного смотрения» стало особое внимание к проблеме цвета в искусстве. Будучи профессором Вхутемаса–Вхутеина и руководителем Отдела органической культуры Гинхука, Матюшин с учениками вёл огромную исследовательскую работу по изучению цвета, его восприятия, влияния на форму. Были разработаны специальные цветовые таблицы, которые стали иллюстративной частью «Справочника по цвету» (1933) – уникального в отечественной практике пособия по цветоведению. Эти исполненные вручную самим Матюшиным при помощи М.В.Эндер таблицы составляют гордость музейного собрания. Выставка группы КОРН в 1930 стала последним значительным выступлением художников, разрабатывавших проблемы формотворчества, и завершающим событием авангардного движения в Петербурге–Ленинграде.

После постановления 1932, прекратившего деятельность художественных объединений и группировок, начался период гонений на авангард, и для многих художников петроградского авангарда занятия творчеством сделались почти невозможными. Тем не менее в собрании ГМИ СПб произведения учеников Филонова, Малевича и Матюшина 1930–1950-х представлены эскизами и проектами прикладных и оформительских работ. При этом в эскизах одежды, посуды, других бытовых предметов, оформления витрин и этикеток, физкультурных парадов и уличных вывесок сказались высокая профессиональная культура этих художников, их внимание к законам восприятия цвета, построения формы и динамического равновесия – это и был реализованный в практической деятельности результат исследовательских программ Гинхука.

Значительная часть этих материалов экспонируется в филиале ГМИ СПб – Музее петербургского авангарда (доме Матюшина), находящемся на ул. Профессора Попова (бывшая Песочная). Здесь в деревянном двухэтажном доме Матюшин и Гуро поселились в 1912; здесь проходили встречи «Союза молодёжи» и литературной группы «Гилея», развивалась деятельность издательства «Журавль» и готовилась постановка оперы «Победа над Солнцем»… Переданный музею в 1977 дом почти полностью сгорел в 1980-е, однако был отреставрирован и открыт для посещений в декабре 2006. Сейчас в экспозиции музея можно увидеть мемориальную мастерскую Матюшина, личные вещи художника, экспонаты, связанные со знаменитыми гостями этого дома – В.В.Хлебниковым, В.В.Маяковским, А.Е.Кручёных и другими, проследить основные этапы авангардного движения дореволюционного периода и познакомиться с главными «школами» русского авангарда.

Произведения из ГМИ СПб см. также в статьях: Е.Я.Астафьева, М.С.Бродский, Т.Н.Глебова, В.А.Гринберг, Б.И.Гурвич, Н.И.Евграфов, Д.П.Крапивный, Н.Ф.Лапшин, Е.М.Магарил, М.В.Матюшин, Л.Н.Тагрина, Э.А.Тэнисман, Л.Г.Чупятов, Е.К.Эвенбах.

Автор статьи: Ю.Б.Демиденко, М.Л.Макогонова