«Фантастический кабачок» (первоначально до середины января 1918 – «Студия поэтов»; также «Фантачка»)

Тифлис. 1917–1919

Излюбленное место встреч русских и грузинских поэтов-новаторов, художников и актёров, функционировавшее в Тифлисе в 1917–1919. «Фантастический кабачок» помещался в полуподвальном помещении (погребке), бывшей столярной мастерской, во дворе дома №12 по Головинскому проспекту (ныне пр. Руставели) и представлял собой небольшую узкую комнату, стены и потолок которой были расписаны по штукатурке футуристической живописью художниками В.Д.Гудиашвили, К.М.Зданевичем, А.С.Петраковским, Сэр-Геем (С.Скрипицыным), Зигмунтом Валишевским, скульптором Я.И.Николадзе, поэтами И.М.Зданевичем, Ю.Е.Дегеном и другими. В помещении, рассчитанном всего на 40 человек, не было стульев, вместо них – пни и табуретки. Открытие «Фантастического кабачка», основанного по инициативе Дегена и А. (Сандро) Короны, состоялось 12 ноября 1917. На открытии выступили с докладом «О зауми» А.Е.Кручёных, И.Зданевич и Кара-Дарвиш, на тот момент ещё входившие в «Синдикат футуристов». Задуманный по образцу «Бродячей собаки» и «Привала комедиантов», «Фантастический кабачок» вскоре превратился в поэтическую лабораторию, в которой опробовались различные художественные эксперименты и где почти каждый вечер читались стихи, устраивались диспуты о поэзии и живописи. Ведущую роль в «Фантастическом кабачке» играли Кручёных и И.Зданевич, открывшие в феврале 1918 в его стенах футуристический университет «Футурвсеучбище», который просуществовал с февраля 1918 до весны (по другим источникам – до января) 1919, где ими и И.Г.Терентьевым – костяком группы «Сорок один», самой авангардной из всех футуристических группировок, сформировавшейся весной 1918, – читались лекции по истории и теории футуризма, сопровождавшиеся оживлёнными дискуссиями (на годовщину «Фантастического кабачка» Кручёных написал статью, в которой подробно рассказал о всех аспектах деятельности «художественного подвала» (Куранты. 1919. №2). Если ранние выступления футуристов, происходившие перед широкой и часто не подготовленной аудиторией, были рассчитаны на саморекламу и эпатирование буржуа, то в «Фантастическом кабачке», как и в прессе, отношение к заумникам было доброжелательное, что способствовало осуществлению просветительской миссии среди поэтов, художников и любителей искусства. Вход в «Кабачок» был бесплатным, здесь не было ни театра миниатюр, ни буфета – всё это отличало его от «Бродячей собаки» и «Привала комедиантов». Помимо футуристических выступлений, в «Фантастическом кабачке» проходили собрания руководимого Дегеном «Цеха поэтов» «Кольчуга», читали стихи грузинские поэты из группы «Голубые роги», устраивались небольшие выставки. Деятельности «Фантастического кабачка» были посвящены поэмы Н.Н.Васильевой и А.Порошина, стихотворения П.Д.Яшвили и А.И.Канчели.

Итогом работы «Фантастического кабачка» стали два сборника. Первый был составлен Дегеном, Б.И.Корнеевым и Д.П.Гордеевым и назывался «Фантастический кабачок. Альманах поэтов №1» (Тифлис, 1918), он не поступил в продажу из-за финансовых затруднений редакторов (несколько сброшюрованных экземпляров без обложек сохранились чудом); здесь были представлены все три поэтические группы, сосуществовавшие в «Фантастическом кабачке», с добавлением нескольких авангардных авторов, никогда в заведении не бывавших. Второй сборник «Софии Георгиевне Мельниковой Фантастический кабачок» (Тифлис, 1919) был составлен И.Зданевичем, выполнен на высочайшем полиграфическом уровне, со множеством иллюстраций художников и поэтов (типолитографии и цинкографии Гудиашвили, К.Зданевича, А.А.Бажбеук-Меликяна, Валишевского, Н.С.Гончаровой, Терентьева, М.Г.Калашникова, шрифтовые коллажи И.Зданевича), и заслуженно признан одним из шедевров футуристического книгоиздания. Он посвящён артистке тбилисского Театра миниатюр С.Г.Мельниковой – музе И.Зданевича, часто выступавшей в «Фантастическом кабачке» с чтением стихов разных поэтов, главным образом футуристов. Наряду с образцами творчества его завсегдатаев, в сборнике помещён список устроенных в «Фантастическом кабачке» лекций и вечеров, составленный его хроникёром и библиографом Гордеевым, профессиональным искусствоведом. В конце января 1919 «Фантастический кабачок» на довольно длительный срок прервал свою деятельность в связи с отсутствием денежных средств (также были прекращены журналы «Цеха поэтов» «Феникс» и «Куранты»), вновь активно функционировал с мая по сентябрь и окончательно закрылся осенью 1919.

Литература:
  • Д.Гордеев. Футуризм // Ars. 1918. №2–3;
  • А.Кручёных. Фантастический кабачок // Куранты. 1919. №2;
  • В.К. [В.Катанян] Фантастический кабачок // Феникс. 1919. №1;
  • Т.Никольская. Фантастический кабачок // Литературная Грузия. 1980. №11;
  • М.Марцадури, Т.Никольская, А.Парнис. Четыре стихотворения о «Фантастическом кабачке» // J´avanguardia and Tiflis. Venezia, 1982;
  • Т.Никольская. Муза футуристов // Новобасманная, 19. М., 1990;
  • В.Нечаев. Муза 41º // Минувшее. Исторический альманах. №10. Paris, 1990;
  • Гейро Режис. [Предисловие] // Ильязд (Илья Зданевич). Собр. соч. в 5 т. Т. 1. М.–Дюссельдорф, 1994;
  • Т.Никольская. «Фантастический кабачок» и группа «41º» // Т.Никольская. «Фантастический город». Русская культурная жизнь в Тбилиси (1917–1921). М., 2000;
  • И.Е.Васильев. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург, 2000;
  • Т.Никольская. Дада на сорок первой параллели // Т.Никольская. Авангард и окрестности. СПб., 2002;
  • Крусанов. Т.II. Кн.2;
  • Софии Георгиевне Мельниковой. Фантастический кабачок. Тифлис. Репринтное воспроизведение. М., 2004.;

Автор статьи: П.А.Казарновский