Электроорганизм («свеченизм»)

Электроорганизм – экспериментальное направление авангардной живописи 1920-х.

Создатель направления – К.Н.Редько.

К.Н.Редько. Завод. 1922. Холст, масло. 70×102. ГМИК
К.Н.Редько. Полуночное солнце (Северное сияние). 1925. Холст, масло. 108х81. ГРМ
0 / 0

С.А.Лучишкин, А.Г.Тышлер, М.М.Плаксин под руководством С.Б.Никритина объединились вокруг идеи «электроорганизма». Основным идеологом и наиболее плодотворным художником в рамках этого направления был Редько, который развивал теоретическую концепцию под этим названием вплоть до 1926. В группе проекционистов приветствовалось изобретение новых направлений, методов. Впоследствии эта группа стала известна под названием «Метод» (1923–1924).

Возникновение ­электроорганизма связано с поисками новых путей развития живописи, отличных от ретроспективного натурализма и от методов старших авангардистов. Поколение современников Редько восхищается достижениями мировой научно-технической революции – электрический ток, радиоволны, новые совершенные механизмы. На теоретическую базу электроорганизма повлияло знакомство Редько с научными трудами Альберта Эйнштейна, Вильгельма-Фридриха Оствальда (который считал, что единственной реальностью в существующем мире является энергия, а материя рассматривается как одна из форм проявления этой энергии), изучение физики, законов динамики. Боготворя технику, механическое совершенство которой должно отринуть все старые формы и принципы, Редько создаёт образы заводов и лабораторий будущего, воспринимая не только предметный мир, но и самого человека как некий совершенный механизм и энергетическую субстанцию. Одна из основных задач живописного языка электроорганизма – передать средствами живописи сложные физические явления – радио, электричество, динамику движения, протяжённость пространства.

В 1922 Редько формулирует «Декларацию электроорганизма»: «Всё сводится к вопросу энергии – будущей культуры жизни. <...> Так как современная известная единица скорости света определила всю ранее существующую известную скорость, художники изучают элементы, составляющие новые периодические состояния электроматерии» (Л.Р.Пчёлкина. 2011. С.99). « <...> я строю из воздуха, из воды, из ветра, из динамита – это и есть элементы архитектоники электроорганизма» (И.В.Лебедева. 1993. С.187).

В эти годы в рамках электроорганизма им созданы такие произведения, как «Динамит» (1922), «Скорость» (1922), «Время» (1922), «Муж и жена» (1922), «Механический человек» (1923), «Динамика форм и цвета» (1923), «Замысел формы к строению цветозвука» (1923) и другие.

Живописный язык электроорганизма формировался через увлечение Редько принципами раннего авангарда (А.А.Экстер, В.В.Кандинский), эволюционируя в направлении идей и приёмов проекционизма. Определяя свет как высшее проявление материи, много думая о цвете как о свете, Редько пытался воплотить эту энергетику в своих работах, экспериментируя со «светоносностью» красок. «Я вижу перед собой на столе разные вещи живописного светопоглощения: белая скатерть из полотна, записная книжка в кожаном гладком переплёте, блестящем от света лампы, и стекло зеркала. Вот материал различных физических образований в сфере живописного воздействия» (Л.Р.Пчёлкина. 2011. С.99). Свет, являясь, по теории художника, «предсознанием», даёт название дочерней идее – «свеченизму» (1923–1924). Среди работ, отмеченных этими поисками, – «Северный путь» (1925. Холст, масло. ГТГ), «Восстание» (1925. Холст, масло. ГТГ), «Тетеревиный выводок. На охоте» (1926. Холст, масло. ГТГ).

Движение электроорганизма, наряду с другими новаторскими идеями 1920-х, относится к одному из векторов развития живописной мысли, противопоставившей себя отвлечённым идеям супрематизма и производственным целям конструктивизма. Оригинальность идеи электроорганизма связана с поиском новой живописной реальности, где художник включает современную материю в арсенал своих разработок, учитывая её природу и системные связи с попыткой найти живописно-эмоциональную палитру новых явлений жизни.

Литература:
  • К.Редько. Дневники. Воспоминания. Статьи. Под ред. В.И.Костина. М., 1974;
  • И.В.Лебедева. Лирика науки – «Электроорганизм» и «Проекционизм» // Великая утопия;
  • Charlotte Douglas. Energetic Abstraction. Ostwald, Bogdanov and Russian Post-Revolutionary Art // Bruce Clarke, Linda Dalrymple Henderson. From Energy to Information. Representation in Science and Technology, Art and Literature. Stanford University Press, 2002;
  • Light and Colour in the Russian Avant-Garde. The Costakis Collection from the State Museum of Contemporary Art Thessaloniki. Ed. by Miltiades Papanikolaou, Maria Tsantsanoglou. [Catalogue] Köln, 2004;
  • Л.Р.Пчёлкина. Экспериментальное искусство 1920-х в России: теория и практика художников-проекционистов (группа «Метод») // Экспериментальное искусство. Влияние теории на художественное творчество. Сб. ст. под ред. О.Личчиарделло, С.Ломбардо, В.Петрова. М., 2011.;

Автор статьи: Л.Р.Пчёлкина