Красная деревянная ложка, один из главных атрибутов простого крестьянского быта, была выбрана К.С. Малевичем и его близким окружением в качестве одного из элементов эпатажа (в противовес гвоздике оскара Уайльда).Одновременно деревянная ложка стала для этих художников символом нового искусства, точнее. определенного направления - алогизма (1914-1915). Об этом вспоминал в «Автобиографии» А.А. Осмёркин: «Раскрашенное лицо Ларионова и Большакова, желтая кофта Маяковского, наклейки на картинах Лентулова, деревянные ложки вместо орхидей эстетов были только разновидностью разражающей красной материи в сильных и ловких руках тореадоров левого искусства» (Осмёркин 1981.С.63).

Впервые ложка в петлице пиджака зафиксирована на диспуте 19 февраля 1914, устроенном «Бубновым валетом» в Политехническом музее. Малевич и его друг А.А.Моргунов с деревянными ложками на лацканах пиджаков вошли в аудиторию во время выступления А.Я.Тугендхольда (Синий журнал. 1914. №10. См.: Харджиев 1997. Т. 1. C.132, 147. По другим сведениям – во время доклада Ю.П.Юрьева (Денике). См.: Крусанов. Т.I.Кн.2. С.209). Пресса назвала их «ораторами с ложками» или «ложкарями».

Следующее появление с ложками произошло во время знаменитой прогулки Малевича в компании с Моргуновым по Кузнецкому Мосту, которая состоялась 1 марта 1914. Фотография Малевича и Моргунова была опубликована в газете «Раннее утро» (1914. №51. 2 марта. С.7) и «Синем журнале» (1914. №10). И.В.Клюн вспоминал, что от предложения участвовать в прогулке с ложками отказался, но сфотографировался с друзьями в фотоателье на Арбате (см.: Клюн 1999. С.130–145).

Ещё одна фотография запечатлела Малевича с деревянной ложкой, засунутой за галстук, в компании с В.Е.Татлиным, Е.М.Рафаловичем и сёстрами Рафалович весной 1914.

По свидетельству современника, на «Первой футуристической выставке картин “Трамвай В”» устроители ходили с деревянными ложками в петлицах (Шатских 2009. С.33).

Как объект изображения деревянная ложка появляется в произведениях Малевича и Моргунова. Последний вспоминал: «Моя картина была монтажирована с настоящей деревянной ложкой на красном квадрате, с фотографией, изображающей Шаляпина, и с надписью по фону: “Парикмахер пошёл в баню”» (А.А.Моргунов. Воспоминания // Малевич 2004. Т.II. С.104). Картина, скорее всего, не сохранилась, но акварельный эскиз к ней находится в собрании ФХЧ (1915). Моргунов также вспоминает о «Композиции с Джокондой» (1915. ГРМ) Малевича как о картине «с квадратом, с ложкой и с перечёркнутой репродукцией Джоконды, а под ней вырезка из газеты: “Передаётся квартира”». Однако реставрационные исследования никаких следов ложки не обнаружили. Моргунов утверждал, что обе картины были экспонированы на «Выставке живописи 1915 год». Факт участия двух художников на этой выставке был подтверждён в письме А.А.Шемшурина В.Д.Поленову: «Малевич и Моргунов поставили свои гербы, так как картины их в Петрограде. На гербах что-то намазано и воткнуты настоящие ложки. Под гербами подпись: мы – февралисты, такого-то февраля, мы освободились от разума» (цит. по: Малевич 2004. Т.I. С.62. Комм. И.А.Вакар). Об этом по поводу той же выставки пишет А.М.Эфрос: «<...> в творении Моргунова сильное место создано жёлтой деревянной ложкой» (Крусанов. Т.I.Кн.2. С.509). Справедливо мнение, что оба художника выставлялись на «Выставке живописи 1915 год» вне каталога (Малевич 2004. Т.II. С.104; Шатских 2009. С.34) и без согласия устроителя выставки К.В.Кандаурова, поскольку даже составленный им «Список произведений, представленных на выставку живописи 1915 года» (РГАЛИ. Ф.769. Оп.1. Ед.хр.262. Л. 1–31), имён обоих художников не содержит.

Что касается двух указанных картин – моргуновского «Парикмахера» и малевичевской «Моны Лизы», то они экспонировались и на выставке «Магазин» в марте – апреле 1916. Но документально подтверждена только первая работа, и не сведениями из каталога, а рецензиями Тугендхольда в «Русских ведомостях» и «Аполлоне» (см.: Крусанов. Т.I. Кн.2. С.698–700), упоминающими надпись «частичное затмение» («Мона Лиза»), а также «настоящую деревянную ложку» и термометр, наклеенные на картину (на какую – не удаётся установить даже с помощью каталожных данных).

Деревянная ложка появляется и в других, уже графических, произведениях Малевича (Мужской костюм для маскарада. 1914. Музей Людвига, Кёльн; «Алогическая композиция». 1914–1915. Частная коллекция; «Алогическая композиция». 1914–1915. Местонахождение неизвестно; «Алогическая композиция с ложкой». 1915. Музей Вильгельм Хак, Людвигсхафен).

Известен также рисунок Моргунова и наборная запись А.Е.Кручёных «Укравший всё украдёт и ложку но не наоборот» (ОР ГММ. 9279/86. Л.69). Об этом см. комментарий А.Е.Парниса (Малевич 2004. Т.II. С.107–108).

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов