«Бубновый валет» (Общество художников «Бубновый валет»)

Москва. 1911–1917

Одно из самых значительных и мощных объединений русского авангарда. В его состав попеременно входило большинство художников-новаторов, которые представляли важнейшие направления русского предреволюционного модернизма – сезаннизм, примитивизм, кубизм, супрематизм. «Бубновый валет» продолжал традиции «Мира искусства», салонов «Золотого руна» и В.А.Издебского в регулярном ознакомлении русской публики с современной европейской живописью – французскими фовистами и кубистами, с немецкими экспрессионистами.

Общество художников, состоявшее в основном из московских живописцев, было создано в конце 1911, вскоре после выставки «Бубнового валета» (зима 1910/11). Тех, кто вошёл в общество, объединяла, несмотря на многие идейные расхождения, любовь к насыщенной цветом, яркой, весёлой и жизнерадостной живописи. Наследие Поля Сезанна стало почвой, на которой вырастали новые направления русской живописи. Художники «Бубнового валета» вскоре получили кличку «московских сезаннистов».

Эмблема общества художников «Бубновый валет». 1912
Устав общества художников «Бубновый валет». М., 1911
Афиша первой выставки общества художников «Бубновый валет» с эмблемой работы А.А.Моргунова. 1910. Москва
Муха. У Бубнового валета // Развлечение. 1913. №10. 7 марта
0 / 0

У истоков общества стояли В.Д. и Д.Д.Бурлюки, Н.С.Гончарова, П.П.Кончаловский, А.В.Куприн, М.Ф.Ларионов, А.В.Лентулов, И.И.Машков, Р.Р.Фальк, В.В.Рождественский.

Название «Бубновый валет» придумал Ларионов, о чём он заявил в интервью (Голос Москвы. 1911. №285. 11 декабря. С.5). Этот факт подтверждается Куприным (Кравченко 1973. С.62; Поспелов 1990. С.98; Крусанов Т. 1. Кн.1. С.685) и Машковым (Машков 1977. С.45); однако Лентулов приписывал авторство названия себе и Ларионову (Лентулов. Воспоминания). Эмблему общества нарисовал, по всей вероятности, А.А.Моргунов. Название, вызывающее ассоциации с молодостью (валет), а также с мошенничеством и плутовством (игра в карты), своей провокативностью противостояло изысканности «Голубой розы», «Золотого руна» и «Венка» и должно было вызывать негодование у публики. Эффект был достигнут уже после первой выставки – пресса пестрела издевательствами, насмешками, а иногда и откровенной руганью в адрес «бубновых валетов». В дальнейшем атмосфера скандальности и публичности стала основой активной позиции «Бубнового валета» в художественной жизни Москвы. Этому способствовали проводимые обществом диспуты.

В момент учреждения «Бубнового валета» произошёл окончательный разрыв между группой Ларионова (кроме Гончаровой, туда входили В.С.Барт, Моргунов, Н.Е.Роговин, И.А.Скуйе) и остальными. Причиной стало недовольство Ларионова профранцузской настроенностью большинства – следованию традициям Сезанна и кубизма. В итоге общество в октябре 1911 было создано без участия ларионовской группы. Учредители (ставшие вскоре членами правления) – Кончаловский (председатель правления), Куприн (казначей), Машков (секретарь) и Рождественский – 1 ноября 1911 утвердили устав общества, первый параграф которого гласил: «Общество <...> имеет целью распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств» (Устав общества «Бубновый валет». М., 1911. С.1). В ревизионную комиссию вошли А.И.Мильман, В.В.Савинков, Фальк, а почётными членами были названы коллекционеры С.И.Щукин и И.А.Морозов, художник В.И.Суриков (с 1913), членами-соревнователями – поэт В.Я.Брюсов, композитор Ф.А.Гартман и другие.

К концу 1911 общество насчитывало 20 действительных членов и 50 соревнователей (экспонентов). Состав общества постоянно менялся. В январе 1913 в правление общества дополнительно был избран Фальк, действительными членами – Моргунов и В.Е.Татлин. Летом 1913 общество покинули Бурлюки, а весной 1914 были исключены К.С.Малевич и Моргунов. В марте 1916 Кончаловский и Машков перешли в «Мир искусства», председателем правления «Бубнового валета» стал Куприн, в правление вошли Малевич, И.В.Клюн, Лентулов, Кристиан Корнелиус Крон и М.В.Леблан, а в общество – О.В.Розанова, И.А.Пуни, К.С.Богуславская, М.З.Шагал, Н.И.Альтман. На следующий год в октябре Малевич был уже избран председателем, а состав общества пополнили Л.А.Бруни, И.А.Малютин, А.А.Осмёркин, Л.С.Попова, Татлин, Н.А.Удальцова и другие. ­Через ­несколько дней из-за давнего, но вновь разгоревшегося конфликта между Малевичем и Татлиным (последний предложил дать обществу более современное название, но предложение принято не было) группа Татлина (семь человек, в том числе Татлин, Бруни, Попова и Удальцова) вышла из состава «Бубнового валета». 20 октября (2 ноября) за ними последовали Куприн, Лентулов, Мильман, Рождественский и Фальк.

Выставки «Бубнового валета» в полной мере отражали все эти перемещения. В декабре 1917, после закрытия последней выставки, общество прекратило свою деятельность. Однако бывшие участники «Бубнового валета» вновь объединились под вывеской «Мира искусства» в 1921. В 1924 группа бубновалетцев, ориентированных на европейскую живопись, вошла в общество «Московские живописцы», в 1926 – в «Бытие», а в 1927 – в ОМХ.

Литература:
  • «Бубновый валет» // Утро России. 1910. №299. 1 октября;
  • Устав общества художников «Бубновый валет». М., 1911;
  • Отчёт о деятельности общества художников «Бубновый валет» за 1911–12 год. [М., 1912];
  • Лобанов 1930; Лобанов 1968;
  • Г.Г.Поспелов. О «валетах» бубновых и валетах червонных // Панорама искусств 77. М., 1978;
  • G.G.Pospelow. Karo Bube. Dresden, 1985;
  • Д.В.Сарабьянов. Художники «Бубнового валета» // Искусство. 1987. №12;
  • Г.Г.Поспелов. «Бубновый валет». Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990 (2-е изд. М., 2008);
  • Монако 2004; БВ 2004; Фаина Балаховская. Путь валета. Планетная система «Бубнового валета» на карте русского авангарда // БВ 2004;
  • «Бубновый валет»: Спецвыпуск журнала «Третьяковская галерея». М., 2005;
  • Ирина Вакар. Трубный хор голосов здоровых людей // НН. 2005. №75–76.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов