Беспредметное искусство

Термин «беспредметное искусство» (или «беспредметность»), связанный непосредственно с русским авангардом, применяется широко, охватывая всё русское искусство, начиная с первых абстрактных работ В.В.Кандинского и до конструктивизма. Это явление было важнейшей частью русского авангарда и с 1916 по начало 1920-х преобладало над всеми остальными. Однако в среде художников-авангардистов, вплоть до революции, этот термин практически не использовался ни в теоретических статьях, ни в манифестах. За исключением упоминания о «беспредметной любви к живописи» у Кандинского (1910. См.: В.В.Кандинский. Письма из Мюнхена // Кандинский 2001. Т. 1. С.79), термин не оставил никаких следов в первой половине 1910-х. Даже К.С.Малевич в связи с изобретением и утверждением супрематизма не счёл нужным ввести термин в заголовки своих брошюр и говорил о супрематизме как о «новом живописном реализме». Однако в знаменитой фразе из брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (М., 1916) мы всё же читаем: «Но я преобразился в нуле форм и вышел за нуль к творчеству, т.е. к супрематизму, к новому живописному реализму – беспредметному творчеству» (Малевич. СС. Т. 1. С.53).

О беспредметности говорили в художнической среде середины 1910-х, о чём свидетельствуют воспоминания Р.О.Якобсона и А.А.Моргунова (Малевич 2004. Т.II. C.103–104, 126–128). Об этом пишет и А.Е.Кручёных в предисловии к своему альбому «Вселенская война. Ъ. Цветная клей» (М., 1916), касаясь коллажей О.В.Розановой: «Эти наклейки рождены тем же, что и заумный язык – освобождением твори от ненужных удобств (ярая беспредметность)» (Малевич 2004. Т.II. C.141).

А.М.Родченко. Беспредметная композиция №49 (на жёлтом фоне). 1917. Дерево, масло. 72х32. КОХМ
А.М.Родченко. Беспредметная композиция. 1920. Дерево, масло.42,5х24,5. ТОХМ
0 / 0

Более полноценно тема беспредметности возникает в первом номере журнала «Супремус», где предполагалось опубликовать две статьи: «О беспредметном искусстве» Н.А.Рославца и «Беспредметное творчество» И.В.Клюна. Но поскольку журнал в свет не вышел, тема не стала общественной (реконструкцию журнала «Супремус» см.: Шатских 2009).

Термин «беспредметное творчество» (или «беспредметное искусство») получил широкое распространение только в 1918–1919 в связи со спорами между Малевичем и сторонниками супрематизма, с одной стороны, и группой А.М.Родченко – с другой. Поводом к этим спорам послужили две выставки – «Посмертная выставка О.В.Розановой» (1918) и «Беспредметное творчество и супрематизм» (1919). Разногласия между художниками обнаружились ещё во время подготовки этих выставок.

Это было принципиальное противостояние между классиком авангарда Малевичем и представителями молодого поколения авангардистов в лице Родченко. Позиция последнего детально отражена в дневнике В.Ф.Степановой. 16 января 1919 она записывает, что после кубофутуризма «открылось» беспредметное творчество, которое «надо рассматривать тоже как новое миропонимание. Оно охватило все искусства и жизнь. Это движение духа». В беспредметной живописи Степанова усматривает два аспекта. Один – духовный – борьба с «материализмом предмета», провозглашение анализа, изобретательства. Второй – материальный – «углубление профессиональных требований к живописи» (мастерство и техника), «поднятие на высокий уровень звания живописца» (Степанова 1994. С.72–73). Она приводит слова Родченко: «Не черпая из природы, а только из своей творческой фантазии, беспредметное творчество открыло и самое слово “творчество” как самое яркое и наиболее выявляющее при определении понятия беспредметности» (Степанова 1994. С.77).

Степанова называет Родченко беспредметником, но не супрематистом (Степанова 1994. С.82). Родченко предрекает дальнейший уход от беспредметной живописи и возникновение новых видов «творчества» («будут не нужны ни холсты, ни краски, и будущее творчество <...> будет прямо в стены вделывать свои творения, которые без красок, кистей, холстов будут гореть необычайными, ещё неизвестными цветами») (Степанова 1994. С.78). Степанова объясняет, что беспредметное творчество – это не только течение или направление в живописи, но новая идеология, предназначенная для анархического строя и влияющая на всю жизнь художника, подчиняя себе его потребности и вкусы.

Позиции беспредметников немногим отличаются от того, что говорит о супрематизме Малевич. В целом противопоставление супрематизма и беспредметного творчества сегодня кажется наивным, поскольку оба направления можно отнести к геометрической абстракции. После отъезда Малевича в Витебск в 1919, его споры с Родченко естественным образом прекращаются, а противопоставление супрематизма и беспредметности постепенно сходит на нет. В дальнейшем «беспредметная художественная культура», включающая и супрематизм, становится важнейшим звеном в развитии не только изобразительного искусства, но и архитектуры.

Теме беспредметности были посвящены теоретические работы Малевича («Мир как беспредметность». Впервые опубликовано на немецком языке: Die gegenstandslose Welt. München, 1927. См.: Малевич. СС. Т. 2. С.55–123), М.В.Матюшина («Беспредметность». 1926), И.А.Пуни (Русское беспредметное искусство // Иван Пуни. Современная живопись. Берлин, 1923. С.7–23) и Клюна («Супрематизм и беспредметное искусство». 1941–1942).

Идея беспредметности нашла своё воплощение в визуальной поэзии художников-авангардистов, в частности в беспредметных стихах Розановой (1916) и Степановой (1918). Последние были представлены как графические произведения на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм».

См. также: Абстрактное искусство.

Литература:
  • Шарлотта Дуглас. Беспредметность и декоративность // Вопросы искусствознания. 2–3/93;
  • Е.Ковтун. Беспредметность в реальном пространстве // Служение русскому авангарду. Памяти Е.Ф.Ковтуна. СПб., 1998;
  • Шарлотта Дуглас. Утраченная парадигма беспредметности, или Месть Ленина // Русский авангард. ­Проблемы репрезентации и интерпретации. Сборник по материалам конференции. СПб., 2001;
  • О.А.Юшкова. Станция без остановки. Русский авангард: 1910-е – 1920-е годы. М., 2008;
  • Беспредметность и абстракция. Отв. ред. Г.Ф.Коваленко. М., 2011.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов