С конца XIX века в Париже, сначала на Монмартре, а затем и на Монпарнасе, устраивались общественные костюмированные балы. В их организации и оформлении принимали участие многие художники, в том числе и русские. Помимо того, свои балы проводили художественные объединения и союзы (например, Союз русских художников, Union des Artites Russes). Особого расцвета парижские балы достигли в первой половине 1920-х.

Среди наиболее известных – Бал Бюлье (Le Bal Bullier). Первоначально это был сад при кафе «Хуторок лилий» (Closerie des Lilas), а в 1870 на его месте был выстроен зал в стиле ампир, предназначенный только для балов. Здесь выступали знаменитые танцовщики и певцы, устраивались аттракционы и конкурсы костюмов, а также аукционы современного искусства, где можно было купить рисунки Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Альбера Глеза, Жана Метценже, Жака Липшица и других художников. Бал Бюлье нашёл своё отображение в одноимённой картине (1913–1914) Д.П.Штеренберга и у Сони Делоне («Бал Бюлье или Танго в бале Бюлье». 1913), которая была вдохновлена в свою очередь картиной Огюста Ренуара «Бал в Мулен де ля Галетт» (1876. Музей Орсе, Париж).

Н.С.Гончарова. Плакат «Большого ночного бала» в Париже. 1923. Цветная литография
Бал на Монпарнасе в Париже, устроенный И.А.Пуни и К.Л.Богуславской. 1926
М.Ф.Ларионов. «Большой заумный (транментальный) бал травести». 1923. Цветная литография
0 / 0

Союз русских художников в лице И.М.Зданевича устраивал в этом помещении «Большой заумный (трансментальный) бал травести» (1923; Grand Bal travesti transmental) и «Банальный бал» (1924; Bal banal). Афишу для последнего выполнила Н.С.Гончарова, поместив на неё свой излюбленный сюжет – «испанок» (1924); в оформлении принимал участие В.С.Барт. Гончарова также оформляла «Большой ночной бал» (1923; Grand Bal de Nuit) и «Олимпийский бал» (1924; Bal Olympique), а М.И.Васильева – «Второй бал маскированных шествий» (1924; 2-me Bal des Corteges Travesti). 12 мая 1926 бал на Монпарнасе устроили И.А.Пуни и К.Л.Богуславская.

Литература:
  • L’École de Paris 2000;
  • Толстой 2005.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов