Бахметевский архив (Bakhmeteff Archive of Russianand East European History and Culture)

Основан при Колумбийском университете в апреле 1951 на базе Центра по изучению России и Восточной Европы (Center for Russian and East European Studies; ныне – Институт им. Гарримана). В 1973 получил современное название в честь одного из основателей – Б.А.Бахметева. Кроме него, создателями этого архива являются профессора Колумбийского университета Филип Мозли, Джеральд Танквари Робинсон, Эрнест Симмонс, а также профессор истории Гарвардского университета М.М.Карпович и историк и коллекционер Б.И.Николаевский. Первоначальные средства на создание Русского архива выделил фонд Рокфеллера, в настоящее время архив находится на бюджете Колумбийского университета, получившего в 1973 по завещанию Бахметева основной капитал Гуманитарного фонда, основанного Бахметевым ещё в 1936. Архив входит в состав Отдела редких книг и рукописей библиотеки имени Николаса Батлера Колумбийского университета.

В настоящее время Бахметевский архив насчитывает 989 описанных и открытых для исследователей фондов, составляющих около двух миллионов единиц хранения. Второй в США (после Гуверовского института) по количеству материалов русской эмиграции Бахметевский архив является основным зарубежным собранием документов, в котором представлены материалы по искусству, литературе и науке русской диаспоры. В нём находятся личные фонды писателей М.А.Алданова, Дона Аминадо, Б.К.Зайцева, А.М.Ремизова, Н.А.Тэффи, В.Ф.Ходасевича; критиков Г.В.Адамовича и В.В.Вейдле; драматурга Н.Н.Евреинова; художников М.В.Добужинского, М.А.Дризо, Н.В.Зарецкого, С.М.Лиссима, Б.Ф.Шаляпина и князя А.К.Шервашидзе (Чачба); историка Г.В.Вернадского; философов Н.А.Бердяева, В.В.Зеньковского, Г.П.Федотова и С.Л.Франка.

Основными фондами, в которых наиболее полно представлены материалы русского авангарда, являются личные фонды Добужинского, Лиссима, Ремизова и князя Шервашидзе.

Фонд Добужинского представляет собой значительную часть личного архива художника, который последние годы жил и работал в США. Фонд содержит 10 тысяч единиц хранения и систематизирован по шести разделам: переписка, рукописи, документы, фотографии; материалы выставок, оригинальные рисунки и акварели. Всего 29 коробок.

Эпистолярный фонд Добужинского включает переписку с известными русскими деятелями искусства – А.Н.Бенуа, Г.К.Лукомским, С.К.Маковским, Н.К.Рерихом, Ф.С.Рожанковским, а также письма видных представителей русской эмиграции – И.А.Бунина, Б.К.Зайцева, Ф.Ф.Комиссаржевского, С.А.Кусевицкого, П.А.Сорокина, А.Л.Толстой, М.М.Фокина, М.А.Чехова.

Особый интерес представляет рукописный раздел архива, в котором хранятся эссе Добужинского, посвящённые «Миру искусства», М.А.Чехову, встречам с писателями и поэтами его времени, К.А.Сомову, рисункам А.С.Пушкина, творчеству К.С.Петрова-Водкина и С.Ю.Судейкина и многим другим.

Не менее интересен раздел, в котором представлены оригинальные работы Добужинского для театра и книжная графика. Этот раздел разбит на следующие темы: американские индейцы, архитектура, «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Хованщина», Древняя Русь, «Евгений Онегин», Литва, Испания, Пушкин и Лермонтов, «Слово о полку Игореве», «Война и мир», и многие другие. С отдельных материалов фонда были сделаны микрофильмы, копии которых можно заказать в Бахметевском архиве.

Материалы личного фонда Лиссима, ставшего во Франции замечательным художником по фарфору, а в Америке – известным книжным графиком, театральным художником и профессором сценографии в Сити-колледж (Нью-Йорк), находятся в двух архивохранилищах – в Театральном отделе (Линкольн-центр) Нью-Йоркской публичной библиотеки и в Бахметевском архиве.

Архив Лиссима насчитывает около полутора тысяч единиц хранения, в основном представляющих жизнь художника с момента его эмиграции из России в 1919. Эпистолярное наследие Лиссима составляет в Бахметевском архиве всего лишь несколько писем, основной корпус корреспонденции находится в Линкольн-центре. Однако рукописный раздел фонда Лиссима, его биографические заметки и мемуары, а также фотографии его произведений представляют безусловный интерес для историка русского авангарда. В фонде также находятся подаренные Лиссиму репродукции работ Бенуа, М.Ф.Ларионова, Лукомского и С.А.Сорина.

Писатель и художник Ремизов представлен в Бахметевском архиве небольшим по объёму фондом, всего 4 коробки рукописных материалов. Его каллиграфические листы, грамоты, письма с рисунками на маргиналиях, тексты с заставками и буквицами остались в личных фондах друзей и коллег (Зарецкий, семья Зерновых, Евреинов и В.П.Никитин). Отдельные графические альбомы Ремизова, которые он делал специально на продажу в начале 1930-х, находятся в Отделе редких книг и рукописей Гарвардского университета (Houghton Library). Коллажи, фантасмагорические портреты-шаржи на друзей и основная масса графических альбомов были подарены Томасом Уитни, американским коллекционером и большим поклонником творчества Ремизова, в Амхерст-колледж (Amherst College Center for Russian Culture).

Коллекция князя Шервашидзе (Чачба), насчитывает около 1100 единиц хранения. Эпистолярный раздел фонда Шервашидзе включает не только переписку с известными представителями русского авангарда, такими как Л.С.Бакст, Бенуа, И.Я.Билибин, С.П.Дягилев, Добужинский, Н.С.Гончарова, Б.Д.Григорьев, Ларионов, Лукомский, Маковский, Петров-Водкин, Ремизов, Рерих, Сорин, Судейкин, П.Ф.Челищев, А.Е.Яковлев, но и материалы парижской группы «Мир искусства». История возникновения группы, протоколы заседаний, программы и афиши составляют второй по величине раздел фонда Шервашидзе.

Личный фонд бывшего офицера русской армии и составителя «Словаря русских художников» В.В.Сахарова содержит более 4 тысяч единиц хранения. Особый интерес представляют биобиблиографические карточки, которые Сахаров более 20 лет собирал для подготовки так никогда и не увидевшего свет словаря, а также каталоги художественных выставок с 1915 по 1940-е. Биобиблиографические карточки содержат информацию о художниках, справки о коллекциях, в которых находятся работы художников, перечисляются статьи и рецензии, посвящённые каждому художнику на русском и иностранных языках. В фонде также имеются репродукции картин Бакста, Бенуа, Н.В.Глобы, Н.К.Калмакова и Р.В.Лукина. Переписка Сахарова с Е.К.Фаберже позволяет реконструировать работу и состав сотрудников придворной ювелирной фирмы Фаберже.

Автор статьи: Татьяна Чеботарёва