Архив А. М. Родченко и В. Ф. Степановой

Архив Александра Родченко и Варвары Степановой включает в себя документы, фото-материалы, рукописи, проекты, издания как самих художников, так и членов их семьи.

В течение своей жизни А.Родченко и В.Степанова были связаны со многими мастерами эпохи русского авангарда: В.Кандинским, К.Малевичем, В.Маяковским, В.Татлиным, О.Розановой, Л.Поповой. Живая среда этих встреч, процесс организации выставок, обмен мнениями зафиксированы в дневниковых записях Варвары Степановой 1919–1921 и 1927–1928 годов. В течение своей жизни Родченко и Степанова писали и публиковали статьи в газетах, журналах, создавали воззвания и манифесты. Сохранились машинописные копии этих документов и вырезки из опубликованных периодических изданий.

Родченко и Степанова внимательно относились к документации истории. Для хранения писем, записок и документов 1920-х годов была сделана специальная картонная коробка с регистраторами. Листки были подклеены в своеобразную книгу переписки. Такая же книга с договорами, обращениями, документами, касающимися организации выставки 1925 года в Париже, списки экспонатов (копии этих же документов находятся в РГАЛИ в делах, касающихся деятельности ГАХН [Государственная Академия художественных наук], или в музее Маяковского).

Архив включает также материалы, относящиеся к деятельности Родченко как зав. Музейным бюро, копии фоторепродукций произведений из коллекции МЖК. Все эти свидетельства времени использовались при подготовке в 2019 году выставки «Список №1» в ГТГ.

Отдельный блок материалов связан с преподавательской деятельностью Родченко и Степановой во Вхутемасе: программы дисциплин, приглашения на заседания предметных комиссий, защиту дипломных проектов, публикация проектов студентов.

Обработка этого корпуса текстов была начата дочерью художников Варварой Родченко и её супругом Николаем Лаврентьевым в 1970-е и 1980-е годы в связи с подготовкой выставок, а также первых изданий, посвящённых русскому авангарду. В книгу 1982 года о А.М.Родченко (Родченко, 1982) вошли: автобиография, воспоминания современников и учеников, записки коллег, статьи о фотоискусстве и заметки из журнала «Новый Леф». На основе этого издания с добавлением текстов ряда статей были подготовлены книги в Германии и Франции. В книгу текстов В.Ф.Степановой (Степанова, 1994) «Человек не может жить без чуда» вошли дневники художницы, ранние письма и стихотворные опыты беспредметной поэзии, статьи, переписка. В книгу Родченко «Опыты для будущего» (Родченко, 1996) впервые был включён блок концептуальных текстов художника («Линия», «Все-опыты», «Автомонография»), дополненные тексты «Писем из Парижа» 1925 года, опубликованные в 1927 году в журнале «Новый Леф», дневники с 1910-х до 1940-х годов. Продолжением этой серии стало издание воспоминаний и дневников дочери художников – Варвары Родченко (В.Родченко, 1998).

С начала занятий Родченко фотографией в конце 1923 – начале 1924 года стал расти и архив негативов. (До этого съемки были эпизодическими: личные фотографии, несколько негативов от фотосьёмки в квартире В.Кандинского фотографа отдела репродукций Отдела Изо НКП). Для систематизации негативного фонда были придуманы несколько индексов (А, B, C.) для негативов разных форматов (13х18; 9х12; 4х6,5). В 1970-е годы Н.Лаврентьевым этот архив был дополнен конвертами с контрольками для более удобного поиска и тематически организован. С 2005 года Алексеем Коноплёвым, сотрудником МАММ (Мультимедиа Арт Музей, Москва), ведётся оцифровка негативного фонда Родченко, включающая более 15 тысяч файлов. Здесь не только фотографии Родченко, но и сканы с произведений Родченко и Степановой, хранящиеся в различных музейных собраниях, полиграфические работы, часть архива революционных фотографий, фотопортреты деятелей культуры Н.С.Лаврентьева.

Поводом для начала архивации разнообразных материалов и документов стало спасение архива фотографий первых лет революции, купленного Родченко и Степановой у Совкино за 6 руб. и вывезенного из затопленного подвала. Был заказан даже специальный штамп «Рев.архив А.М.Р.». Фотографии из этого архива впервые появились на обложках журнала «Новый Леф» в 1927 году.

В дальнейшем работа Степановой в качестве художника журналов «Советское кино», «Книга и революция», «Смена» часто превращалась в подбор иллюстративного и документального материала по разным областям: фотоискусству, кинематографу, литературе, общественно-политической жизни. Наличие своего архива позволило Родченко и Степановой в 1930-е годы быть не только дизайнерами, но и составителями альбомов, посвящённых Первой конной, Красной Армии, авиации, а также тематических номеров журнала «СССР на стройке». Отдельную тему представляла работа с творчеством В.Маяковского. Впервые знаменитые «Окна РосТА» Маяковского были опубликованы в отдельном издании, подготовленном Степановой в 1931 году в посмертном издании стихотворений поэта «Грозный смех».

Архив фотопортретов Маяковского стал отправной точкой в подготовке с конца 1930-х годы качественных фотоувеличений, своего рода реставрацией фото-иконографии Маяковского, которой Родченко занимался в течение 10 лет для Библиотеки-музея Маяковского. Наличие своего мини-архива материалов по Маяковскому позволило В.Родченко, уже после смерти родителей, в 1962 году подготовить обширную выставку, посвящённую Маяковскому в Центральном доме литераторов. Благодаря этому событию были возвращены в культуру многие забытые творцы русского авангарда, так как они были связаны с именем Владимира Маяковского.

С 1990-х годов архив Родченко и Степановой постоянно сотрудничает с музеями, издательствами, учебными и научными институциями. После юбилейной выставки «Александр Родченко и Варвара Степанова» 1991 года (к 100-летию А.М.Родченко) большая часть коллекции семьи и архивных материалов (включая не только произведения живописи и графики, проекты, макеты и фотографии, но и записки, личные вещи, издания) была подарена ГМИИ им. А.С.Пушкина. Это собрание является частью Музея личных коллекций ГМИИ, самостоятельным архивом, доступным для изучения и экспонирования. На основе этого собрания в 2014 году была подготовлена большая ретроспективная выставка «В гостях у Родченко и Степановой» в залах музея, издан каталог, впервые описывающий собрание, включающее более 500 произведений.

Сотрудничество с музеями развивается по многим направлениям. Фигуры Родченко и Степановой – многогранны: живопись, фотография, кино, театр, архитектура, полиграфия, дизайн, история литературы. Одни проекты связаны с реконструкциями знаковых объектов, например, реконструкция выставки Обмоху 1921 года или Рабочего клуба Родченко для ГТГ. Другие – с историей фотографии и мультимедиа, как например, проект «Александр Родченко: Опыты для будущего» 2016 года в МАММ. Третьи – с историей дизайна: разработка экспозиции для Московского музея дизайна или юбилейные выставки к 100-летию Вхутемаса в МГХПА им. С.Г.Строганова,

Литература:
  • А.М.Родченко. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. –Москва: Советский художник, 1982;
  • Alexander M. Rodchenko – Warwara F. Stepanova. Die Zukunft ist unser einziges Ziel. Herausgegeben von Peter Noever. Prestel Verlag. Munchen, 1991;
  • A.M.Rodtschenko. Aufsatze. Autobiographische Notizen. Briefe. Erinnerungen. – Dresden: Verlag deer Kunst, 1993;
  • Степанова Варвара. Человек не может жить без чуда. – Москва: Издательство Сфера, 1994;
  • Александр Родченко. Опыты для будущего. – Москва: Грантъ, 1996;
  • Варвара Родченко. Воспоминания. Дневники. Письма. – Москва: Грантъ, 1998;
  • Николай Лаврентьев. Люди уходящего века. Фотографии. Фотопортреты. Воспоминания. – Москва: Грантъ, 1999;
  • Aleksandr Rodchenko. Experiments for the Future: diaries, essays, letters, and other writings. New York, The Museum of Modern Art, 2005;
  • Rodtchenko et le groupe octobre. Introduction par Philippe Sers. Монография Paris, Hazan, 2006;
  • Александр Родченко. Фотография – искусство. (Вступительный текст А.Н.Лаврентьва). – Москва: Издательская программа Интерроса, 2006;
  • Лаврентьев А.Н. Александр Родченко. Серия «Творцы авангарда». – Москва: Архитектура, 2007;
  • Лаврентьев А.Н. Варвара Степанова Серия «Творцы авангарда». – Москва, фонд «Русский авангард». 2009;
  • Alexander Rodchenko. Revolution in Photography. — Moscow: Multimedia complex of Actual Arts, Moscow House of Photography, 2008&Rodchenko & Popova. Defining Constructivism. London: Tate, 2009;
  • Лаврентьев А.Н. Александр Родченко // Монография. Издательский проект «Русский авангард» Сергея Гордеева. – Москва, 2011;
  • В гостях у Родченко и Степановой. К 120-летию со дня рождения В.Ф.Степановой // Каталог. – Москва: ГМИИ им. А.С.Пушкина, 2014;
  • Лаврентьев А.Н., Лаврентьева Е.А. Родченко и Степанова. Художники-изобретатели. – Москва: МХГПА им. С.Г.Строганова, 2015;
  • Liebe in Zeiten deer Revolution. Kunstlerpaare der rissischen Avantgarde. Kunstforum Wien, Kehrer Heidelberg, Berlin, 2015;
  • Rodtchenko. Collection Muse Pouchkine. Muse Unter Kinden. Moscou: Editions ABC design, 2017;
  • Couples modernes. 1900-1950. Editions Gallimard / Centre Pompidou-Metz, 2018;
  • Конструктивный мир. Мечты о пространстве. Александр Родченко и его круг. Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска». – Москва: МХГПА им. С.Г.Строганова, 2019.

Автор статьи: А.Н.Лаврентьев