Архитектона (архитектон)

Архитектонически-скульптурные модели из гипса и деревянных блоков, рассматривавшиеся как прообразы универсальной архитектоники и абстрактной архитектуры. Как пояснял К.С.Малевич, «архитектура – это наука о строительстве, но в последнее время подразумевает действие с элементами объёмов. Поэтому я назвал новое своё архитектона» (В.И.Ракитин. Н.М.Суетин. М., 1998. С.86). Малевич подчёркивал их чисто беспредметный и самодостаточный характер. Эти модели могут применяться и в архитектуре, и в разных областях художественной промышленности. Например, в оформлении выставок – спланированная Н.М.Суетиным парадная лестница в советском ­павильоне на Всемирной выставке в Париже в 1937, – и в фарфоре того же Суетина («Чернильница». 1929).

Хотя идея супрематической архитектоники принадлежит Малевичу, но архитектоны делали и Суетин, И.Г.Чашник, В.Т.Воробьёв.

К.С.Малевич. Архитектона «Альфа». 1920. Гипс. 31,5×80,5×34. ГРМ
К.С.Малевич, профили Н.М.Суетина. Группа вертикальных архитектон. 1929–1931. Гипс. Не сохранились
Н.М.Суетин. Архитектон. 1926. Гипс. Не сохранился
0 / 0

Работа над архитектонами началась в 1923–1924, однако на отчётной выставке Гинхука показывались только горизонтальные модели, так называемые планиты. В фотомонтаже «Супрематическая трансформация архитектуры Нью-Йорка», опубликованном в журнале польских авангардистов «Praesens» (1926. №1), горизонтальные модели превращаются в вертикальные композиции.

С осени 1925 в Гинхуке работала лаборатория супрематической архитектуры под руководством Суетина. До двадцати пяти архитектонов были представлены на Отчётной выставке Гинхука в 1926. Архитектоны Малевича в том же 1926 демонстрировались на международной архитектурной выставке в Варшаве, в 1932 – на юбилейной выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде и Москве. В 1928 группа архитектонов показывалась на выставке прикладного искусствознания в ГИИИ.

На основе архитектонов Малевич рассматривал возможность создания супрематического ордера. Большинство моделей было разрушено, однако сохранились детали некоторых архитектонов, благодаря чему стала возможна их реконструкция. Пять архитектонов были воссозданы в парижском Центре Помпиду (с 1980). Позднее реконструкции архитектонов проводились в ГРМ (архитектон «Альфа») и в ГТГ.

Литература:
  • Malévitch. Collections du Musée national d’art moderne. Centre Georges Pompidou. Par Jean-Hubert Martin. Reconstruction des modèles par Paul Pedersen. [Catalogue] Paris, 1980;
  • В.И.Ракитин. Николай Михайлович Суетин. М., 1998;
  • В.Ракитин. Илья Чашник. М., 2000.;

Автор статьи: В.И.Ракитин