Анархизм как идеология свободы был близок установкам художественного авангарда, отрицавшего каноны и правила традиционного искусства. Глобальной идеей раннего авангарда (1910-е) становится свобода творчества. В распространении этой идеи сыграли роль различные факторы, и не в последнюю очередь призывы Фридриха Ницше к свободному мышлению (см.: Эстетико-философские предтечи авангарда). Уже в начале 1910-х футуристы были готовы «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности» («Пощёчина общественному вкусу». 1912). О «принципах свободного творчества» (формулировка В.Ф.Маркова) заговорили в кругу «Союза молодёжи» и в группе М.Ф.Ларионова. До Первой мировой войны идеи нового свободного искусства высказывались и обсуждались в манифестах и на многолюдных митингах и диспутах.

Сразу же после революции, когда анархизм недолгое время был политической силой, а художники-авангардисты непосредственно управляли художественным процессом, сложился кратковременный альянс между анархистами и авангардистами. Общей площадкой для выступлений в Москве стала газета «Анархия». Из художников наиболее тесно с анархистами были связаны А.М.Родченко, А.А.Моргунов и через них – К.С.Малевич. После разгрома анархистов в Москве весной 1918 эти связи прекратились.

Литература:
  • К.С.Малевич. Мёртвая палочка // Малевич. СС. Т. 1;
  • Нина Гурьянова. Эстетика анархии в теории раннего русского авангарда // Вопросы искусствознания IX (2/96);
  • Nina Gurianova. The Aesthetics of Anarchy. Art and Ideology in the Early Russian Avant-Garde. Berkeley, 2012.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов