Агитационный фарфор

В первые послеоктябрьские годы возникло и достигло своего расцвета искусство агитационного фарфора – своеобразного феномена в истории отечественной культуры, блестяще реализовавшего пропаганду идей революции через лозунги, эмблемы и портреты исторических деятелей.

Местом его рождения стал фарфоровый завод в Петрограде, бывший Императорский. 23 марта 1918 года предприятие было передано в ведение Народного Комиссариата Просвещения, по плану которого оно должно было стать научно-художественным промышленным центром.

Реформатором деятельности Государственного фарфорового завода, лидером и создателем нового направления стал его художественный руководитель С.Чехонин – график, театральный декоратор, знаток и мастер книжной миниатюры и эмальерного искусства. Он сумел организовать и обучить большой коллектив художников, значительная часть которого находилась под влиянием его виртуозной манеры письма и композиционного мастерства. Благодаря таланту художественного руководителя и его готовности к восприятию всего нового и талантливого, фарфоровый завод привлёк к участию лучшие художественные силы.

Среди создателей нового фарфора были ранее работавшие на предприятии опытные фарфористы: Р.Вильде, З.Кобылецкая, В.Кузнецов, Н.Данько; однако этого было недостаточно для решения новых задач.

По инициативе Чехонина был образован филиал живописного цеха при бывшем училище Штиглица; в него принято 25 художников. Молодость и недостаточная опытность многих из них не смущала; время и материал раскрыли в художниках их творческие возможности.

Эпизодически к работе приглашались художники из других областей искусства, не занимавшиеся ранее фарфором. В течение нескольких лет для завода давали эскизы для исполнения на фарфоре графики и живописцы разных направлений: В.Белкин, И.Алексеев, В.Конашевич, В.Лебедев, К.Петров-Водкин, П.Кузнецов, А.Самохвалов, В.Кандинский, Н.Альтман и другие. Таким образом, новый стиль в фарфоре, в котором нашли отражение многие художественные направления искусства того времени, создан под руководством Чехонина группой художников и представлял собой результат коллективной работы.

Великолепным фоном для агитационных композиций стало хранившееся в кладовых завода «бельё» (готовые нерасписанные формы) императорского периода.

В 1918 году завод получил государственный заказ – сделать бюсты «великим людям в области революции» и различные предметы с лозунгами и цитатами из высказываний деятелей революции и культуры.

Пропаганда идей революции стала основной в первые годы деятельности обновлённого предприятия. На предметах из фарфора писали те же лозунги и изречения, рисовали те же сюжеты, что на плакатах, рельефах, панно. Общим источником был список из 28 высказываний, подготовленный специальной комиссией и одобренный Лениным. (Этот список проанализирован Л.В.Андреевой: «Среди изречений были мысли К.Маркса и М.Бакунина, Дантона и Лассаля, Овидия и Цицерона, Томаса Манна и Джона Рескина, Ф.Достоевского и Л.Толстого, Н.Чернышевского и Д.Писарева, [сентенции], взятые из Евангелия и сочинений Конфуция и т. д.». См.: Андреева Л.В. Советский фарфор. 1920–1930 годы. М., 1975. С.62).

Некоторые высказывания при использовании перефразировались, им придавалось современное звучание. Так, фраза из Нового Завета « <…> если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» многократно варьировалась: «Кто не работает, тот не ест», «Кто работает, тот и ест», «Тот не ест, кто не работает». Фраза «Его же царствию не будет конца» звучала следующим образом: «Царству рабочих и крестьян не будет конца».

Наиболее важными темами пропаганды были классовая борьба и новая революционная мораль, борьба старого и нового, союз образования и труда. (Тема союза образования и труда характерна для творчества Р.Ф.Вильде: «Дело науки служить людям», «Коммунистическое просвещение – экономическое возрождение», «Знание облегчит работу», «Есть знание в голове – будет хлеб на гумне»).

Содержание лозунга определяло графический язык шрифта, его цветовое и ритмическое построение; в те годы были разработаны интересные художественные приёмы в решении композиций с надписями. Образцы каллиграфии для написания лозунгов, надписей, дат, монограмм составлялись под руководством Чехонина.

Наиболее распространённым видом нового фарфора стали агитационные тарелки; их плоскость была подходящей поверхностью для изображений и текстов. По рисункам Чехонина и им лично расписано множество тарелок с лозунгами, эмблемами и монограммами. Самые ранние и простейшие имели лишь надпись по борту. (Тарелки «Борьба родит героев», «Ум не терпит неволи», «Дело науки – служить людям», «Кто не с нами, тот против нас»).

Более сложный вид агитационных предметов связан с разработкой темы советской геральдики и эмблематики. Чехониным выполнены ставшие классикой композиции: «Синий герб», «Кубистическая с молотом», «Красная лента», «РСФСР» и другие. В их декоре использованы фольклорные мотивы, классические традиции и новаторские приёмы авангардного искусства.

Наиболее близкие Чехонину художники (З.Кобылецкая, Р.Вильде, М.Адамович) органично воспринимали идеи лидера и блистательно их развивали; в их композиции также входили лозунги и геральдические знаки, атрибуты труда и просвещения, эмблемы.

Среди произведений, ставших классикой нового фарфора, были и работы «приглашённых» авторов. К наиболее ранним и часто выпускавшимся предметам относится тарелка с композицией Н.Альтмана «Земля трудящимся» (получила название «Зелёный Альтман») и тарелки «Победа трудящихся» и «Сеятель» по эскизам В.Белкина.

Молодые художники-живописцы «штиглецевской» мастерской, основным направлением работы которых было копирование произведений опытных мастеров, также предлагали свои интересные решения.

В наследии этого времени значительным явлением стали серии агитационных предметов, которые создавались по государственному заказу; иногда толчком для их возникновения служили значительные общественно-политические события.

В декабре 1920 года по письму ВЦИК за подписью М.Калинина завод исполнил партию изделий для агитпоезда «Октябрьская революция». Тогда же, по предложению отдела искусств, заводом было выпущено 150 тарелок и блюд в подарок делегатам VIII съезда Советов (Блюдо «Звонарь» А.Щекатихиной-Потоцкой).

В 1921 году выполнен масштабный заказ Госиздата на 150 чашек и 250 тарелок с рисунками «Серп, молот и книга». Основу экспрессивных композиций Щекатихиной на эту тему составляют изображение книги, крупная эмблема из серпа и молота и лозунги. Среди работ Кобылецкой выделяются отличающиеся изысканностью и элегантностью композиции с раскрытой книгой и надписями: «Государственное Издательство. 1921. История октябрьскаго переворота 1917». Идея единения всех трудящихся прозвучала в произведениях, посвящённых Интернационалу, в которых иногда использовались надписи на немецком языке.

В 1921 году в связи с голодом в Поволжье и других районах страны художниками выполнена серия предметов для реализации их на аукционе «В пользу голодающих Поволжья». Аукцион не состоялся; часть работ продана позднее, часть осталась в музее завода. Блюдо «Голодающим» Р.Вильде и блюдо А.Щекатихиной-Потоцкой «Голодному» – наиболее сильные и выразительные в этой группе. Предметы уникального проекта помечены специальной золотой маркой по рисунку Чехонина.

Откликом на прошедший Съезд народов Востока стали произведения, появившиеся уже после его работы (Скульптура Е.Данько «Турчанка», блюдо В.Тиморева «Индия»). Со временем темой изображения становятся сцены из жизни революционного города; круг подобных композиций интересен и занимателен своими бытовыми подробностями. Несколько сюжетов принадлежат А.Щекатихиной-Потоцкой («Прогулка матроса», «Татарин и татарка», «Комиссар»). В эмоциональных композициях лотков М.Лебедевой «Костёр» и «Дрова» изображение суровых будней сочетается с призывом к созиданию нового мира. Бытовые подробности трудного 1920 года запечатлены в тарелке В.Тиморева с изображением продовольственных карточек.

Одним из направлений пропаганды было портретное изображение политических деятелей, лидирующее положение среди которых занимал В.Ленин. Первый его портрет в фарфоре выполнен А.Голенкиной. Ей же принадлежат портреты А.Луначарского, Л.Толстого, А.Горького. Составляющей частью отдельных композиций являлся портрет Ленина работы Н.Альтмана. Обширная «лениниана» создана С.Чехониным; его графический портрет Ленина (1920) воспроизводился на блюдах и тарелках; им же подготовлены для фарфора изображения К.Маркса, К.Либкнехта, Р.Люксембург, А.Герцена. В 1920 году по предложению Музея революции выпущена серия тарелок с портретами декабристов и народовольцев.

Задачи пропаганды и агитации стояли и перед сотрудниками скульптурной мастерской. Серию «уличных типов» вскоре после революции начали скульпторы В.Кузнецов и Н.Данько.

В 1923 году закончился особенно значимый для завода период. Чехонин, бывший с 1918 года бессменным художественным руководителем, вместе с группой близких ему художников уехал в объединение «Новгубфарфор».

К этому времени новые произведения с революционной тематикой практически больше не появлялись; для экспортного рынка продолжали копировать ранее созданные образцы. Мотивы и приёмы агитационного фарфора в последующие годы использовались в юбилейных и памятных произведениях.

Автор статьи: Т.Кумзерова