ЖАДОВА Лариса Алексеевна

Искусствовед, исследователь русского авангарда. Жена поэта К.М.Симонова

В 1945–1950 обучалась на отделении искусствоведения МГУ, с 1950 – в аспирантуре кафедры истории и теории искусства МГУ, в 1954 защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие реализма в чешской живописи XIX века». Работала в МГУ (с 1954), в ИИТИ АН Узбекской ССР (с 1958), в ИТИИИ АХ СССР (с 1960), во ­ВНИИТЭ, в Центральной учебно-экспериментальной студии СХ СССР (с 1966 и до конца жизни).

С конца 1960-х основной сферой её творческой деятельности стала русская и советская художественная культура первой трети ХХ века. В выборе тем и методики исследования проявилась яркая личность автора, подчас опережавшего время. Пионерским исследованием уникального периода истории мировой художественной культуры – истории русского авангарда – стала опубликованная на немецком языке монография «Поиск и эксперимент. Из истории русского и советского искусства в 1910–1930 годы» («Suche und Experiment. Russische und sowjetische Kunst 1910 bis 1930»).

Выступила инициатором и одним из организаторов выставки В.Е.Татлина (1977. Москва), а также автором каталога этой выставки и составителем коллективной монографии «В.Е.Татлин. Жизнь. Творчество. Материалы. Документы» (издана в 1984 на немецком и английском языках).

Глубокое знание архивного и фактического материала по истории русского авангарда позволило ей в целом ряде статей охватить широкий спектр тем, впервые исследовав различные аспекты творчества Б.В.Эндера, Н.М.Суетина, А.А.Лепорской, Л.С.Поповой, М.В.Матюшина и других художников русского авангарда, а также историю Вхутемаса, в том числе его архитектурного ­факультета.

Сочинения:
  • Советский отдел на Международной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже в 1925 году // Техническая эстетика. 1966. №10;
  • Жизнь Маяковского в иллюстрациях // Декоративное искусство. 1967. №11;
  • Любовь Попова // Техническая эстетика. 1967. №11;
  • О теории советского дизайна 20-х гг. // Вопросы технической эстетики. М., 1968. Вып.1;
  • ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (страницы истории) // Декоративное искусство. 1970. №11;
  • Краснодеревщики не слали мебель на дом // Декоративное искусство. 1971. №12;
  • Театр Маяковского. Страницы истории // Декоративное искусство. 1973. №6;
  • Цветовая система Матюшина // Искусство. 1974. №8;
  • Б.В.Эндер о цвете и цветовой среде // Техническая эстетика. 1974. №11;
  • Из истории советской полихромии // Техническая эстетика. 1975. №7;
  • О фарфоре Н.М.Суетина // Советское декоративное искусство 73/74. М., 1975;
  • Б.Эндер // Искусство. 1976. №6;
  • Поиски художественного синтеза на рубеже столетий // Декоративное искусство. 1976. №8;
  • В.Е.Татлин. Заслуженный художник РСФСР. [Каталог] М., 1977;
  • К выставке В.Е.Татлина – одного из основоположников русского дизайна // Техническая эстетика. 1977. №6;
  • Трибуна Ленина. Страницы истории советского дизайна // Техническая эстетика. 1977. №9;
  • Suche und Experiment: russische und sowjetische Kunst 1910 bis 1930. Dresden, 1978;
  • Зарождение принципов современной полихромии // Техническая эстетика. 1978. №2;
  • К.С.Малевич (к 100-летию со дня рождения) // Труды ВНИИТЭ. 1979;
  • Стиль Октября // Искусство. 1978. №6;
  • Malevich. Suprematism and Revolution in Russian Art 1910–1930. London, 1982;
  • Tatlin. Budapest, 1984;
  • Архитектурный факультет ВХУТЕМАСа–­ВХУТЕИНа // ВХУТЕМАС­ВХУТЕИН. М., 1986;
  • Tatline. Paris, 1990.;

Автор статьи: Е.К.Симонова