УДАЛЬЦОВА Надежда Андреевна

Живописец, график, педагог. Одна из амазонок русского авангарда.Наиболее ярко проявила себя в кубизме

Первый ребёнок в семье офицера А.Т.Прудковского. После переезда семьи в Москву (1892) поступила в частную женскую гимназию, которую окончила в 1905.

Первыми художественными впечатлениями были картины И.Е.Репина и В.Г.Перова в Третьяковской галерее, а также посещение в 1901 Эрмитажа и Музея Александра III в Петербурге. Самостоятельно занималась рисованием. Сначала хотела учиться в МУЖВЗ, но так как из-за революционных беспорядков подготовительные курсы в училище были закрыты, в сентябре 1905 начала заниматься в частной художественной школе К.Ф.Юона, где преподавали И.О.Дудин и Н.П.Ульянов. Там познакомилась с Л.С.Поповой (с ней дружила сестра Удальцовой Л.А.Прудковская), В.И.Мухиной, А.А.Весниным. «Я теперь занимаюсь рисованием каждый день. В школе так славно, вообще я вся ушла в рисование» (дневниковая запись Удальцовой от 16 октября 1906). Прекратила занятия в школе Юона зимой 1909.

Н.А.Удальцова. Ресторан. 1915. Холст, масло. 134×116. ГРМ
Н.А.Удальцова. Швея. 1912–1913. Холст, масло. 70,5×70. ГТГ
Н.А.Удальцова. Синий кувшин. 1915. Холст, масло. 44х35. ГТГ
Н.А.Удальцова. Красная фигура. 1914–1915. Холст, масло. 70,5х70,5. РЯМЗ
Н.А.Удальцова. Натюрморт. 1919. Холст, масло. 92.108. ГРМ
Н.А.Удальцова. Натюрморт. 1916. Холст, масло. 35,5х44,5. НГХМ
Н.А.Удальцова. Натюрморт. Молоток и кружка. 1914–1915. Холст, масло. 49.63. ДРМИИ
0 / 0

Интерес к современному искусству появляется после посещения посмертной выставки В.Э.Борисова-Мусатова (1907), а в 1908 Удальцова увлекается новой французской живописью, которую видела в коллекции С.И.Щукина, изучает творчество Винсента Ван Гога и Поля Сезанна.

После поездки в Германию летом 1908 (посетила Берлин и Дрезден) делает ещё одну неудачную попытку поступления в МУЖВЗ. В октябре 1908 выходит замуж за А.Д.Удальцова.

С января 1910 по осень 1911 посещала мастерскую Кароя Киша, где познакомилась с А.В.Грищенко, К.Н.Истоминым, В.Е.Пестель, Б.Н.Терновцом, В.А.Фаворским. В 1911 часто работала в московской «Башне» – свободной мастерской, где бывали М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, Попова, Прудковская и другие.

В ноябре 1912 поехала в Париж с Поповой, Пестель и С.К.Каретниковой. После некоторых поисков подходящей мастерской для обучения современному искусству их выбор остановился на академии «Ла Палет» (см.: академии парижские). Удальцова проучилась там под руководством Анри Ле Фоконье, Жана Метценже и Андре Дюнуайе де Сегонзака до весны 1913. В дневнике она писала, что кубизм для неё – «только школа, но не цель. Я хорошо поняла всю необычайность живописных достижений кубизма, и не его декоративно-узорчатая сторона привлекала меня, а строгость построения и строгие законы самой живописи: валёр, сдержанная цветовая гамма и твердый закон построения картины».

Весной 1913 возвращается в Москву и усиленно работает, в частности в мастерской В.Е.Татлина на Остоженке (вместе с Поповой), где собираются многие представители московского авангарда. На основе этого сообщества в 1914–1915 образуются и функционируют «Еженедельные собрания по искусству» на квартире Поповой (Удальцова называла эти собрания «кубистическим кружком»).

Начиная с 1913 складывается собственный кубистический стиль Удальцовой, основанный на парижском опыте кубизма, полученном главным образом от Ле Фоконье. В первых кубистических работах Удальцовой («Швея». 1912–1913. ГТГ) композиционная жёсткость и упрощённость приёмов ещё выдают влияние учителя. Характерно, что выставочный дебют Удальцовой состоялся на «Бубновом валете» (1914. Москва), где также были представлены работы французского мастера. Её кубистическая «Композиция» была отмечена в рецензии Грищенко («Бубновый валет». Впечатление от выставки // Новь. 1914. №22. 8 февраля. С.9–10).

Но уже в 1914–1915 стилистика кубистических работ Удальцовой меняется: она преодолевает уроки академии «Ла Палет» и приходит к более изощрённому стилю в духе Пабло Пикассо («Натурщица. Кубистическая конструкция». 1914; «Ресторан». 1915. Обе – ГРМ; «Новь». 1914–1915. КОХМ).

Другой вариант зрелого кубизма Удальцовой – более плоскостной, предвещающий, с одной стороны, «Живописные архитектоники» Поповой (1916–1918), с другой – супрематизм К.С.Малевича («Кубистическая композиция»; «Кухня». Обе – 1915. ГРМ; «Синий кувшин». 1915. ГТГ). Большинство из перечисленных картин было показано Удальцовой на «Первой футуристической выставке “Трамвай В”» и «Последней футуристической выставке “0,10”». Тогда же она написала текст к иллюстрированному буклету «Владимир Евграфович Татлин», выпущенному «Новым журналом для всех» в 1915 для выставки «0,10». Также была экспонентом московской выставки «Магазин» (1916). В ноябре 1916 три фактурно-беспредметные композиции «Живописное построение» были показаны на московской выставке «Бубнового валета».

Причастность к супрематизму связана для Удальцовой с приглашением от Н.М.Давыдовой в октябре 1916 принять участие в изготовлении декоративных рисунков для артели вышивальщиц «Вербовка». Удальцова, как и другие приглашённые художники, сделала ряд супрематических эскизов. Выполненные по ним вышивки были показаны на Второй выставке современного декоративного искусства (1917. Москва). Затем последовало участие в художественном кружке «Супремус» (собрания проходили на квартире Удальцовой на Смоленском бульваре). На этом связь Удальцовой с супрематизмом завершилась.

В первые послереволюционные годы Удальцова полностью отдала себя организационной и преподавательской работе. В марте 1917 вступила в союз «Свобода искусству» в Петрограде, в мае–июне стала одним из организаторов левой (молодой) федерации Профессионального союза художников-живописцев Москвы, осенью участвовала в работах по декорированию московского кафе «Питтореск», потом участвовала в выставке «Бубнового валета» (1917. Москва).

В 1918 сотрудничала в газете «Анархия», работала во Всероссийской коллегии по делам изобразительного искусства, в Пролеткульте, артели мастеров. Экспонировала свои работы на 1-й выставке профсоюза (май–июль).

В 1919 преподавала в I ГСХМ сначала как ассистент Малевича, а затем самостоятельно, как руководитель мастерской. Однако вскоре освобождается от влияния Малевича и отказывается от участия в выставке «Беспредметное творчество и супрематизм».

Брак с А.Д.Древиным (1919) знаменует для Удальцовой новый этап в творчестве («Известие о нашем браке встретило оппозицию» – записывает она в дневнике). Оба вступают в Аскран (1919) вместе с А.М.Родченко и В.Ф.Степановой. В 1920 Удальцова продолжает преподавать: ведёт дисциплину «Объём в пространстве» во Вхутемасе (1920–1921; преподаёт вплоть до расформирования Вхутеина в 1930). Сотрудничает в 1920–1921 в Инхуке, избирается председателем рабочей группы объективистов. Однако победа приверженцев производственного искусства и недавних единомышленников заставила Удальцову покинуть Инхук.

В 1922 картины Удальцовой были показаны на Первой русской художественной выставке в Берлине. Несколько работ было приобретено Анонимным обществом (Société anonyme).

Древин и Удальцова ищут новых путей в живописи и находят их в открытии особых возможностей цвета. С конца 1920-х и на протяжении 1930-х, объединившись в поисках, они приходят к оригинальной манере письма, схожей у обоих, но не свойственной никому другому. Формально они порывают с авангардом, но внутренне остаются в пределах его притяжения. Этот путь приводит их на «Выставку картин» (1923. Москва), в которой они участвуют наравне с бывшими бубновалетцами, затем – в общество «Московские живописцы» (1925) и ОМХ (1927).

Творческие поездки на Урал (1926–1928), Алтай (1929–1932) и в Армению (1933) способствовали «возврату к природе», но «реализм» Древина и Удальцовой оказался иного свойства, чем требовала эпоха социализма. Последним знаком признания стала их персональная выставка в 1928 в залах Русского музея. Вскоре оба художника оказались вне рамок официального искусства. А в 1933 последовали обвинения в формализме (в статье М.А.Буш и А.И.Замошкина «Путь советской живописи» и в брошюре О.М.Бескина «Формализм в живописи»).

В 1938 Древин был арестован и через полтора месяца расстрелян (Удальцова узнала об этом только в 1956).

Позднее творчество Удальцовой – между редкими заказами она работала «для себя» – вписывается в рамки традиционного реализма, однако некоторые натюрморты отдалённо напоминают об её парижских уроках.

Литература:
  • Н.Удальцова. Мы хотим // Анархия. 1918. №38. 7 апреля;
  • В.Денисов. Московские живописцы в Ленинграде. Выставка Н.Удальцовой и А.Древина в Ленинграде // Жизнь искусства. 1928. №8;
  • Надежда Удальцова. Автобиография [1933] // Советские художники. Т.I. Живописцы и графики. М., 1937;
  • Н.Удальцова. Из воспоминаний // Искусство. 1940. №3;
  • Н.Удальцова. Воспоминания о Маяковском // Поэзия. Альманах. М., 1983;
  • Е.Завадская. Мой друг живописец Н.А.Удальцова // Творчество. 1986. №10;
  • М.Яблонская. Надежда Андреевна Удальцова. Александр Давидович Древин // Огонёк. 1988. №25;
  • Из парижского дневника Н.А.Удальцовой. Предисл., публ. и комм. Е.Древиной // Пространство картины. М., 1989;
  • Б.Рыбченков. Рассказы. О Древине и Удальцовой // Пространство картины. М., 1989;
  • Н.Удальцова. Жизнь русской кубистки. Дневники, статьи, воспоминания. Сост. и комм. Е.А.Древиной, В.И.Ракитина и А.Д.Сарабьянова. М., 1994;
  • Екатерина Древина. Надежда Удальцова. М., 1997;
  • Надежда Удальцова. Графика. 1912–1919. Вст. статья В.И.Ракитина. М., 2002.;
Архивы:
  • Архив семьи художника: Н.Удальцова. Отношение критики к современному искусству. [1915–1916]. Рукопись;
  • К.С.Малевич. Надежда Андреевна Удальцова. Рукопись;
  • Н.Н.Пунин. Выставка Удальцовой – Древина [1933]. Рукопись;
  • дневники и другие материалы.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов