СУЕТИН Николай Михайлович

Живописец, график, художник фарфора, дизайнер выставок, один из самых глубоких последователей К.С.Малевича

Отец, обнищавший дворянин, служил начальником железнодорожной станции. Суетин учился в гимназии в Калуге, летом с семьёй ездил в Оптину пустынь. После гимназии учился в Кадетском корпусе в Петербурге. Во время учёбы серьёзно увлёкся рисованием. Посещал многие современные выставки. Любимые художники этих лет – Микалоюс Чюрлёнис и М.А.Врубель.

С началом Первой мировой войны был призван в армию. В 1915 служит на Кавказе, но вскоре по долгу военной службы переезжает в Витебск, где остаётся вплоть до демобилизации в 1922.

Н.М.Суетин. Композиция с жёлтой полосой. 1921–1922. Фанера, масло. 39,8×39,6. ГТГ
Н.М.Суетин. Вазы (Суетоны). 1932–1933. Фарфор. ГРМ
Н.М.Суетин. Мужик. 1932. Холст на картоне. 57×45. ГТГ.
Н.М.Суетин. Крестьянка. 1929. Фанера, масло. 33,5×31,8. ГТГ
Н.М.Суетин. Женщина с пилой. 1927–1928. Дерево, масло. 55×33,3. ГРМ
Н.М.Суетин. Пооект вывески. Магазин №1 ЕПО (Единого потребительского общества). Витебск. 1920. Бумага, гуашь, тушь, белила. 26,7×35,7. ГРМ
0 / 0

В 1918 записывается в созданное в Витебске М.З.Шагалом ВНХУ. В начале 1919 знакомится с И.А.Пуни, призывавшим к «футуризации» школы, летом 1919 – с Л.М.Лисицким. В ноябре 1919, сразу же после знакомства с К.С.Малевичем, поддерживает его идеи о беспредметном супрематическом мире.

В начале 1920 становится членом Посновиса, а чуть позже – февраль 1920 – Уновиса. Участвует вместе с другими членами Уновиса в декоративном оформлении Витебска к 1 мая 1920. Создает проекты вывесок, оформления столовых и кафе, магазинов («Эскиз росписи стены». 1920; «Эскизы вывесок. Магазин №2 и №6 ЕПО». 1921. Все – ГРМ). С 1920 начал дружить с И.Г.Чашником и И.И.Червинко.

В 1920–1922 участвует в выставках Уновиса в Витебске и Москве. Его супрематические диагональные построения 1920–1922 отличаются особым динамизмом. Большинство живописных работ этого времени не сохранилось, но известны графические произведения («Супрематическая динамика». 1921. Частная коллекция).

В декабре 1921 едет с Малевичем в Москву, где участвует в дискуссиях в Инхуке. Очевидна несовместимость позиций московских художников, связанных с Инхуком и утверждающих идеи конструктивизма, и уновисцами.

В 1922 становится последним председателем Витебского творческого комитета (Творкома) Уновиса. В сентябре вслед за Малевичем переезжает из Витебска в Петроград.

В мае–июле 1923 в числе других членов Уновиса показывает свои работы (как и все уновисцы – анонимно) на Выставке картин петроградских художников всех направлений.

В декабре 1922 начинает работать на ГФЗ как художник-композитор. Создаёт многочисленные проекты супрематического фарфора, в том числе «Чернильницу», один из первых образцов супрематической архитектоники в фарфоре. В росписи фарфора использует мотивы своих супрематических композиций 1921–1922.

Его фарфор начинают показывать на всех выставках, в том числе международных, где представлена продукция ГФЗ. На Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже в 1925 за свои фарфоровые изделия Суетин награждён серебряной медалью. В 1926 с Чашником начинает работать для треста «Новгубфарфор». Выставка изделий треста состоялась в Ленинграде в 1926. Суетин и Чашник сделали супрематический плакат к выставке. Вместе с Чашником делает эскизы фарфора для антиквара П.Грубаря.

В 1923–1926 участвует в работе МХК и (с 1924) Гинхука. В Гинхуке работает в отделе общей идеологии. После отъезда В.Е.Татлина в Киев в 1925 начинает руководить отделом материальной культуры. В институте отдел Суетина стали называть «отделом супрематического ордера». Показывает свои проекты на отчётных выставках института. Работает над моделями архитектонов. Знакомится с А.А.Лепорской.

В 1924 делает серию аналитических кубоструктуралистских рисунков. Они стимулируют его поиски новых живописных решений. В живописи вскоре (с 1927) он делает первые постсупрематические картины, как позже и Малевич, варьируя различные мотивы крестьянских тем («Женщина с пилой». ГРМ; «Женщина с крестом». Частная коллекция. Все – 1927–1928). В то же время он создаёт и абстрактные композиции («Плоскость, написанная как картина». 1928. Частная коллекция).

Как дизайнер экспериментирует, выполняя самые различные декоративные проекты – эскизы обложек, тканей, рекламу – для Декоративного института. В 1926 участвует в выставке «Плакат и реклама после Октября».

В 1927 делает проекты цветовой раскраски архитектуры и проекты новой мебели (некоторые работы совместно с Чашником) для конкурса мебели для рабочего жилища. В 1927–1928 в составе группы архитектора А.С.Никольского работает с Чашником над «оцветкой» домов.

В 1927–1929 – научный сотрудник экспериментальной лаборатории Комитета по изучению современного искусства и в Комитете художественной промышленности. В ГИИИ делает доклад о своих принципах работы в дизайне.

В конце 1920-х работает над серией «Богородица». Поездка в Псков в 1929 стимулировала поиски новых приёмов в живописи и фарфоре. Мотивы древних церквей стали основой новых архитектонических решений.

В 1932 становится главным художником ГФЗ. Работает над созданием новых форм. В это же время Суетин вводит в фарфор необычные мотивы своей живописи.

Продолжает работу над «крестьянской» серией.

На юбилейной выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в ГРМ (1932) была устроена небольшая ретроспектива работ Суетина («Кислород». 1921; «Водород». 1922; абстрактные композиции начала 1930-х: «Квадрат». 1932; «Белый холст, написанный как картина». 1931; «Живописное». 1932; фарфор). В московском варианте выставки остались всего три живописные работы – «Женщина» (1927–1928), «Квадрат» (1932), «Сноп» (1932).

Особенно его начинают интересовать поиски профилировки и цвета рам картин.

В 1934 вместе с Лепорской разрабатывает цветовое оформление интерьера Дома культуры Промкооперации и оформляет проспект Суворова, используя супрематическую архитектонику.

В 1935 организует похороны Малевича, мемориальную выставку мастера. В Немчиновке (под Москвой) создаёт куб-памятник Малевичу (разрушен в годы войны).

Участвует в 1-й выставке ленинградских художников в ГРМ.

Создаёт форму «Крокус» для чайного сервиза.

В 1936–1937 разрабатывает проект оформления павильона СССР на Международной выставке 1937 в Париже. Привлекает к работе над проектом Б.В. и М.В.Эндеров, Лепорскую, К.И.Рождественского. За оформление удостаивается Гран-при выставки. В 1939 делает проект оформления павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В Нью-Йорк он едет вместе с Рождественским. В оформлении сохраняет некоторые принципы супрематической архитектоники, совмещая их с неоклассическими тенденциями.

В 1941 вместе с Б.В.Эндером работает в Москве над оформлением выставки, посвящённой 100-летию гибели М.Ю.Лермонтова (не состоялась из-за начавшейся войны).

Возвращается в блокадный Ленинград и участвует в различных маскировочных и оформительских работах (1941–1943). В 1942 – новое оформление могилы А.В.Суворова в Александро-Невской лавре. 1943–1944 – оформление выставки «Героическая оборона Ленинграда» (самый интересный проект в этой области).

В конце 1940-х подвергался критике за формализм.

Работы Суетина хранятся в ГРМ, музее ЛФЗ, ГТГ, Музее Людвига в Кёльне, в различных частных коллекциях.

Литература:
  • Б.Алексеев. Суетин – воспитатель художников // ДИ. 1964. №4;
  • M.Lamač. Malewitsch und seine Schule // Deutsche Gesellschaft für Bildende Kunst. Vorträge und Aufsätze. Berlin. 1969. №1;
  • Л.Андреева. Советский фарфор. 1920–1930-е. М., 1975;
  • Л.Жадова. О фарфоре Н.М.Суетина // Советское декоративное искусство. 1973–1974. М., 1975;
  • Osteuropäische Avantgarde aus der Sammlung des Museum Bochum und privaten Sammlungen. [Katalog] Bochum, 1988–1989;
  • Suprematismus. Werke von Kasimir S.Malewitsch, Nikolai M.Suetin, Ilja G.Tschaschnik. [Katalog] Zürich, Galerie und Edition Schlegl, 1989;
  • V.Rakitin. Suprematisti russi deglianni 20. Suetin. Čašnik. Leporskaja. Milano, 1991;
  • Malewitsch. Suetin. Tschaschnik. Galerie Gmurzynska. Autor des Kataloges W.Rakitin. Köln, 1992;
  • Василий Ракитин. Николай Михайлович Суетин. М., 1998;
  • Т.В.Горячева. Николай Суетин. М., 2010;
  • Sepherot Foundation (Лихтенштейн). Николай Суетин. Каталог собрания. Вст. статья Александры Шатских. Вадуц, 2012.;

Автор статьи: В.И.Ракитин