Выходец из дворянской семьи. Учился на Литературных курсах при Всероссийском союзе поэтов (1923 – май 1925), живописи и рисунку обучался в частных студиях (1923–1925).
После знакомства с В.М.Ермолаевой (лето 1925) по её совету переехал в Ленинград. С 23 января 1926 был принят в Гинхук в качестве практиканта отдела живописной культуры, стал учеником К.С.Малевича, с которым продолжал работать и после закрытия института. В том же 1926 сблизился с поэтами, входившими в ОБЭРИУ (1927 – начало 1930-х). Творчество Стерлигова непосредственно связано с концепциями развития пластической формы Малевича и М.В.Матюшина, а также с философской и поэтической системой обэриутов. В 1960-е Стерлигов создал оригинальную пластическую систему, развивающую идеи русского аванграда.


С 1929 работал вместе с Д.И.Хармсом и А.И.Введенским в ГИЗе, журналах «Чиж» и «Ёж» как иллюстратор и автор (книга стихов «Огород», повесть «На самолёте в Америку» с собственными иллюстрациями. 1931). Иллюстрировал «За белухой» С.Емелина (1931), «Поход двенадцати» И.Гринберг, «Баста» Ал.Черненко (обе 1932). Все предвоенные годы писал стихи и прозу.
В 1929 вместе с другими последователями Малевича (Ермолаева, Н.М.Суетин, Л.А.Юдин, К.И.Рождественский, А.А.Лепорская) вошёл в группу живописно-пластического реализма.
С 1930 начал работать как педагог, первым учеником стал П.И.Басманов, занимался с А.Б.Батуриным, О.В.Карташовым. В 1932 вступил в СХ. Участвовал в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» (1932. Ленинград). С 1930-х занимался промграфикой. Из довоенных работ сохранились живописное произведение «Равновесие (Супрематическая доска)» (1928) и несколько рисунков.
25 декабря 1934 был арестован (вместе с Ермолаевой и художниками этого круга), обвинён в антисоветской деятельности, приговорён к пяти годам, отправлен в Казахстан. В декабре 1938 освобождён досрочно. В предвоенные годы работал в оформительской бригаде, состоявшей при Центральном бюро МОСХ. В 1940 участвовал в оформлении павильона «Ленинград и Северо-Запад» на ВСХВ в Москве.
Воевал, в 1942 признан негодным к военной службе, эвакуирован в Алма-Ату, где организовал студию в Союзе художников, преподавал в художественном училище, устраивал выставки – собственную персональную (1943), художников-фронтовиков (1944); участвовал в республиканской выставке «Великая Отечественная война». В 1943 женился на Т.Н.Глебовой, художнице, ученице П.Н.Филонова. Среди работ этого времени – серия рисунков «Воспоминание о супрематизме» (1942–1944), «Окно», «Старая Ладога» (1946–1947), серия гуашей «Облака перед несуществующим» (1950–1951), «Евангельский цикл» (1951–1954).
С 1960 начинает складываться новый пластически-пространственный принцип «кривая – чаша – купол», которые становятся основой «чашно-купольной структуры Вселенной». Стерлигов полагал, что если у Малевича супрематическая прямая преобразовывала структуры кубизма в беспредметные геометрические построения, то им самим раскрыт новый «прибавочный элемент» – кривая. Все формы в природе стремятся по кривой к чаше и куполу. Созданная Стерлиговым «художественная модель мира и антимира» является следующим шагом в развитии идей Малевича и Матюшина, основателя группы «Зорвед» (Зрение+Ведание), развивавшего в живописи идею «расширенного смотрения». Стерлигов считал, что «при встрече внутренней геометрии с внешней геометрией создаётся форма… Это есть духовная работа, расширенное смотрение сейчас» (Владимир Стерлигов. Живопись. Графика. 1960–1973. С.294). В работах 1960–1973 он стремится передать криволинейность, многомерность пространства, в котором могут сосуществовать земной и надрациональный миры.
Создатель «Старопетергофской школы». Входившие в этот круг (художники С.Н.Спицын, Глебова, П.М.Кондратьев, В.П.Волков, искусствоведы Е.Ф.Ковтун, А.В.Повелихина и другие) изучали импрессионизм, сезаннизм, кубизм, супрематизм. В этой работе Стерлигов видел продолжение деятельности Гинхука. Проводил квартирные выставки. В январе 1966 четыре акварели Стерлигова впервые появились на официальной выставке (ЛОСХ). Однодневные выставки Стерлигова и Глебовой прошли в ЛОСХ (19 апреля 1966), в НИИ архитектуры (10 марта 1970) и ГМИИ (22 октября 1970).
Работы находятся в собраниях ГТГ, ГРМ, ГМИИ, ММСИ, Государственном музее «Царскосельская коллекция», ГМИ СПб., в частных коллекциях.
Литература:
- Авангард, остановленный на бегу 1989;
- Л.Гуревич. Художники ленинградского андеграунда: биографический словарь. СПб., 2007;
- «Дух дышит, где хочет». Владимир Васильевич Стерлигов. 1904–1973. Статьи. Воспоминания. Вст. статья Е.Ковтуна. [Каталог] СПб., 1995;
- Великая утопия;
- Владимир Стерлигов. Живопись. Графика. 1960–1973. Авт. конц. А.Повелихина. СПб., 2009;
- Малевич о себе 2004;
- Пространство Стерлигова. Автор концепции и сост. И.Кушнир. СПб., 2001;
- «И после квадрата я поставил чашу». Владимир Васильевич Стерлигов. Статьи. Письма. Сост. М.Молчанова, Т.Михиенко. [Каталог] М., 2010;
- В.Стерлигов. Тексты об искусстве, дневники, письма // Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Эксперимент 2010. №16;
- Е.Спицына. Стерлигов и обэриуты // Театр. 1993. №1;
- Е.Сперанский. Мой друг Владимир Стерлигов // Наше наследие. 2012. №102.;