ШТЕРЕНБЕРГ Давид Петрович

Живописец, график, художник книги и театра, педагог. Общественный деятель и администратор. Первый заведующий Отделом Изо НКП

Родился в семье служащего. Очевидная склонность к искусству определила первый шаг родителей в попытке дать сыну художественное образование. В 1895–1896 его работы были отосланы в Петербургскую АХ, но пришёл отказ. Желание изучать изобразительное искусство приводит молодого художника в Одессу (1905), а в 1906 – в Вену. Но главной школой стал для Штеренберга Париж: он переехал сюда в 1907 и поселился в знаменитой художественной колонии «Улей». Он учился сначала (предположительно) в Школе изящных искусств, а затем, до 1912, в Академии Витти (Académie Vitti), где, в частности, преподавал Кес ван Донген. Знакомится с поэтом и критиком Гийомом Аполлинером и входит в окружение журнала «Вечера Парижа» (Soirées de Paris) и общается с известными французскими художниками (Альбер Марке, Морис Утрилло, Амеде Озанфан, Фернан Леже, Пьер Боннар и другие).

В период между 1911 и 1916 Штеренберг находится в поиске собственной живописной манеры. Он отдаёт дань сезаннизму («Натюрморт с синим кофейником». 1913–1914. Частная коллекция), хотя в целом Сезанн остаётся вне его интересов. В гораздо большей степени Штеренберга привлекает фовизм Анри Матисса («Вид из окна». 1914. Частная коллекция; «Бананы и апельсины». 1913–1914. Частная коллекция, Москва). В его работах обнаруживаются следы стилизованного плоскостного кубизма («Печка». 1914. ГТГ; «Стол художника». 1916. Частная коллекция). Штеренберг даже предпринимает попытку создать, по примеру М.З.Шагала, собственный образ «еврейской родины» («У реки. Житомир»; «Окраина Житомира»; «Портрет отца и сестры». Все – 1914. Частная коллекция). Но в целом он пока остаётся в рамках стилистики «Парижской школы». В 1916, уже к концу пребывания Штеренберга во Франции, постепенно складывается его живописный стиль, ярче всего проявившийся в жанре натюрморта. Этот стиль тяготеет к примитивизму с его статичностью и композиционной симметрией («Оранжевый натюрморт». 1916. Частная коллекция; «Завтрак». 1916. ГРМ).

Д.П.Штеренберг. Аниська. 1926. Холст, масло. 197х125. ГТГ
Д.П.Штеренберг. Колосья. Середина 1930-х. Холст, масло. 82,5х67. РЯМЗ
Д.П.Штеренберг. Лампа и селёдки. 1920.Фанера, масло. 91х62. ГТГ
Д.П.Штеренберг. Печка. 1914.Холст, масло. 81х58. ГТГ
Д.П.Штеренберг. Посуда. 1910-е. Картон, аппликация.15,4х13,6. КХМ
Д.П.Штеренберг. Селёдки. 1917-1918. Фанера, масло. 58,5х66,3. ГТГ
0 / 0

В парижский период Штеренберг активно участвует в выставках различных салонов – Весеннего (1912), Осеннего (1912, 1913), Независимых (1912, 1913, май 1914, май 1917), а также экспонирует свои работы в частной галерее «Boutet Nouvel» (23 июля – 14 августа 1915) в Париже. В 1914 знакомится с А.В.Луначарским, который сыграл существенную роль в дальнейшей судьбе Штеренберга в России, куда тот возвратился в июле 1917 и где его мало кто знал.

Недолго пробыв в Петрограде, Штеренберг едет в Житомир, а оттуда в Москву. В октябре 1917 назначен на должность художника при Московском Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (председателем Художественного отдела Совета был К.С.Малевич). Активно включается в организацию художественной жизни, занимается вопросами охраны памятников истории и культуры. По протекции Луначарского в декабре 1917 назначен на должность правительственного комиссара по делам искусств.

В начале 1918 стал заведующим Отделом Изо НКП и возглавил петроградскую Коллегию этого отдела. С этого момента Штеренберг – видный общественный деятель, владеющий как административной, так и идеологической тактикой. Важнейшей его заслугой было умение сохранять баланс между правыми и левыми, консерваторами и авангардистами. Таким образом ему удавалось «продвигать» авангардное искусство, хотя сам он принадлежал к его самому умеренному крылу.

В связи с новой работой Штеренберг переезжает в Петроград, участвует (апрель–май 1918) в составлении программы обучения для Свободных мастерских (Петроградские ГСХУМ), участвует в выставках картин пролетарских художников и современной живописи и рисунка.

В конце 1918 – начале 1919 вслед за правительством переезжает из Петрограда в Москву, где продолжает общественную деятельность: участвует в организации государственных выставок, входит в комитет Международного бюро Отдела Изо НКП. В 1920 – один из создателей и работников Инхука. Тогда же начинает преподавательскую деятельность как профессор Вхутемаса–Вхутеина.

В России индивидуальный стиль художника оттачивается и обретает полную самостоятельность. Штеренберг достигает определённых высот живописного мастерства. Он декларирует минимализм, предвосхищая таким образом более позднее живописное течение. Его стиль, сложившийся ещё во Франции, естественным образом совпадает с российской действительностью. Именно натюрморт в этот исторический период становится самым ярким выразителем сложившейся экономической ситуации. Со свойственным художнику парижским вкусом он «смакует» как исключительно русские («Селёдки». 1917–1918. ГТГ; «Лампа и селёдки». 1920. ГРМ), так и ностальгические объекты («Пирожное». 1919. ГТГ) суровой российской действительности. В этих натюрмортах Штеренберг вплотную соприкасается с беспредметностью (фоны натюрмортов условно абстрактны) и одновременно «настаивает» на предметности (сами предметы почти материализованы, вплоть до фактурности). Даже в портретах персонажи практически лишены индивидуальности – они застылы и предметны («Аниська». 1926. ГТГ; «Портрет Н.Д.Штеренберг». 1924. ГРМ).

С конца 1910-х и во второй половине 1920-х Штеренберг участвует практически во всех выставках Москвы и Петрограда-Ленинграда. Первая персональная выставка проходит ещё в декабре 1919 в Житомире, а следующая – совместная с Н.И.Альтманом и Шагалом – в марте-апреле 1922 в Москве.

В марте 1922 Штеренберг назначен членом Комитета по устройству зарубежных выставок, в связи с чем становится организатором и участником Первой русской художественной выставки (1922–1923. Берлин–Амстердам). В 1924 участвует в 14-й Международной выставке искусств (Венецианская биеннале), занимается организацией Первой всеобщей выставки германского искусства в СССР. В 1925 – директор и экспонент русского раздела Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности в Париже.

В июне 1925 избран председателем правления ОСта; участвует в первой и второй выставках общества (1925–1926). В 1927 состоялась персональная выставка. Во второй половине 1920–1930-х творчество Штеренберга становится разнообразнее: он больше занимается графикой, расширяет тематику своих произведений. Стилистически он остаётся в том же русле минимализма, отягощённого, впрочем, излишней красивостью. Связи с авангардом к этому времени уже утрачены, но Штеренберг, как участник многочисленных зарубежных выставок советского искусства, остаётся показательной фигурой, демонстрирующей перед Западом лояльность власти к европейским живописным традициям.

Незадолго до смерти Штеренберг выполнил свой последний шедевр – трагически-экспрессивную серию «Библейские мотивы» (1947–1948).

Штеренберг работал как театральный художник (в частности, в 1928 оформлял спектакль в ГосЕТе), а также занимался оформлением книг (издания Виктора Гюго, И.Э.Бабеля, Проспера Мериме, И.Г.Эренбурга, В.В.Маяковского, детская литература).

Литература:
  • А.В.Луначарский. Давид Штеренберг // Киевская мысль. 1914. №47;
  • Д.Штеренберг. Положение об устройстве художественных выставок в Петрограде // Пламя. 1918. №22;
  • Д.Штеренберг. Отчёт о деятельности Изо Наркомпроса. М., 1920;
  • А.А.Фёдоров-Давыдов. Вступительная статья к каталогу персональной выставки Д.П.Штеренберга. М., 1927;
  • Д.Сарабьянов. Давид Штеренберг // Творчество. 1978. №7;
  • М.П.Лазарев. Давид Штеренберг. М., 1992.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов