САРЬЯН Мартирос Сергеевич

Живописец, график, театральный художник. С именем Сарьяна связаны становление и расцвет армянской школы живописи.В ранние годы работал в стиле символизма (1900-е) и фовизма (1910-е)

Сарьян – уроженец Нахичевани-на-Дону, одного из многих мест проживания армян в России. Страсть к рисованию приводит его в МУЖВЗ, где, завершив учёбу в 1903, он проводит ещё год в мастерской В.А.Серова и К.А.Коровина. Становление художника связано с символистским периодом в его творчестве, длившимся с 1903 по 1908. Произведения этого времени отличают свойственные эстетике символизма неоднозначность художественного образа, тонкая музыкальная разработанность цвета, тяга к мотивам фантастичным, экзотичным. Для Сарьяна – это преимущественно восточные темы, воображаемые, сказочные, с идущими от периода романтизма представлениями о Востоке, сплавленные с творчески переосмысленным наследием армянской живописи. Сарьян по-своему трансформирует эти тенденции в мир мечты и фантазии в акварельном цикле «Сказки и грёзы» (1903–1906). Акварельная серия является важным этапом в поисках нового пластического языка, новых средств выразительности. Наперекор символистским традициям акварели лишены мистицизма, иррационального начала. В них господствует пантеистическая идея очеловеченной, обожествлённой природы. «Природа, какой бы ни была понятной и обыденной, каждый раз изумляет происходящим в ней постоянным созидательным процессом, причудливыми сплетениями кажущихся случайностей и беспредельным разнообразием форм», – пишет Сарьян в книге «Из моей жизни» (М., 1985. С.75).

В 1907–1908 стиль художника меняется, решающую роль в этом сыграют поездки, совершённые Сарьяном в ­Армению в 1901–1903, 1907, и знакомство с новейшей французской живописью, расширившее творческий диапазон художника. Сарьян обращается к портретному жанру, пишет натюрморты. Резко меняются палитра, манера письма, намечается тенденция к упрощению цвета и формы, появляются смелые сопоставления локальных, чистых плоскостей цвета, очерченных по контуру, усиливающих колористическое звучание работ и придающих им гипнотическую силу. Погружённость в стихию цвета свидетельствует об увлечении живописью фовистов и одновременно составляет важнейшую особенность армянской живописной школы. Характерно высказывание Сарьяна: «В живописи важно всё, но самое важное – это цвет» (М.Сарьян. Воспоминания. С.83).

Восприятие Сарьяном европейского опыта послужило лишь импульсом к новым творческим решениям. Оригинальный живописный дар Сарьяна, присущая его натуре мощная жизнеутверждающая сила находят яркое отражение в серии картин, исполненных под впечатлением поездок на Восток. В 1910 художник посещает Константинополь, в 1911 едет в Египет, а в 1913 совершает путешествие по Персии. Сарьян обращается к истокам цивилизации. Он создаёт свой Восток, разительно отличающийся от причудливых и экзотических образов других ориенталистов. Художник немногословен, лаконичен, он не утрирует формы, а обобщает их решительно и смело. Пишет большими плоскостями, сочетаниями ярких красочных цветов и непременно темперой, смягчающей контрастность тональных переходов. Форма разрабатывается посредством цвета, композиции отличаются крепостью, конструктивностью. Сарьян достигает в восточных сериях исключительной выразительности колористического решения («Улица. Полдень. Константинополь». ГТГ; «Собаки. Константинополь». ГТГ; «Мулы, навьюченные сеном». НГА. Все – 1910; «Ночной пейзаж». Музей М.С.Сарьяна, Ереван; «Идущая женщина». Частная коллекция; «Финиковая пальма. Египет». ГТГ; «Пустыня. Египет». НГА. Все – 1911).

В 1921 художник переезжает в Армению. Тема родины становится доминирующей, занимая особое место в творчестве мастера. В 1920-е на родину возвращаются многие представители армянской культуры – архитектор А.О.Таманян, композитор А.А.Спендиаров, художник А.К.Коджоян, искусствовед Р.Г.Дрампян, вдохновлённые идеей созидания своей страны. Большинство из них становятся героями портретной галереи Сарьяна. Он пишет портреты и других представителей армянской культуры, а также близких и родных. В этих работах преобладают реалистические тенденции, однако не забыты и традиции фовизма.

Восприятие художником жизни родной природы становится более глубоким, личностным, многообразным в своих проявлениях, всегда органично выражающим единство человека с природой («Армения». 1923. НГА).

Мощный живописно-пластический дар Сарьяна – сплав интеллекта и чувств художника – преображает горы и солнце Армении в некий космос, исполненный величия и первозданной силы, в синтетичный образ мира, наводящий на размышление о началах бытия, о предназначении человека. «Нужно всматриваться и изучать без определённой цели, просто так. Нужно, чтобы эта атмосфера проникла в нас, чтобы её дух стал нашей плотью, и тогда без усилий, самопроизвольно тайна вдруг откроется и предстанет как откровение», – писал Сарьян (О Сарьяне. Ереван, 1980. С.74).

Литература:
  • Р.Г.Дрампян. Мартирос Сергеевич Сарьян. М., 1964;
  • А.Каменский, Ш.Хачатрян. О Сарьяне. Ереван, 1980;
  • О Сарьяне. Сб. статей. Ереван, 1980;
  • А.Агасян. Мартирос Сарьян. Раннее творчество. Ереван, 1992;
  • Ш.Хачатрян. Сарьян. Самара, 2003.;
Сочинения:
  • Воспоминания // Литературная Армения. 1965. №11;
  • Из моей жизни. М., 1985.;

Автор статьи: И.Р.Багдамян