РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Василий Васильевич

Живописец, график. Принадлежал к умеренной части «Бубнового валета», верный последователь традиций этого общества

Родился в семье священника. В конце 1890-х, отказавшись от духовной карьеры, бросает семинарию (окончил четыре курса). В 1900 поступает в МУЖВЗ. В 1905–1906 в связи с закрытием училища из-за революционных событий возвращается в Тулу, сближается с революционерами, посещает революционные сходки. Ненадолго заключён в тюрьму за участие в революционном движении. В 1906 возвращается в МУЖВЗ, где учится одновременно с будущими членами «Бубнового валета» А.В.Куприным, Р.Р.Фальком, а также с М.Ф.Ларионовым.

Выставочную деятельность начал в 1907 на 2-й акварельной выставке Общества Леонардо да Винчи в Московском литературно-художественном кружке. Вскоре принял участие в выставке «Стефанос», организованной Д.Д.Бурлюком, Ларионовым и Г.Б.Якуловым. В это время заинтересовался живописью Поля Сезанна и постимпрессионистов, картины которых видел в доме С.И.Щукина, где неоднократно бывал; был знаком и с коллекцией И.А.Морозова.

В.В.Рождественский. Игра в бильярд. 1910.Холст, масло. 83×71. ЕГКМ
В.В.Рождественский. Хрусталь. 1912.Холст, масло. 86×81,2. НГХМ
В.В.Рождественский. Натюрморт с ликёром. 1913. Холст, масло. 85×65. ГТГ
В.В.Рождественский. Пейзаж.1918. Холст, масло. 122×82.ГМИИ РТ
0 / 0

Особое влияние на формирование Рождественского оказала живопись М.А.Врубеля. В 1908 Рождественский навестил Врубеля в сумасшедшем доме и даже опубликовал в газете «Русское слово» призыв о помощи больному мастеру, который «нуждается в опеке <...> художественного мира и тех, кому дорого творчество Врубеля».

В 1910, незадолго до окончания МУЖВЗ, вместе с товарищами был исключён из училища за нарушение дисциплины (хотя, в отличие от многих «бунтовщиков», Рождественский призывал товарищей спокойно закончить учёбу). Вскоре был призван в армию в качестве добровольца (что позволило ему вести более свободный образ жизни и бывать в Москве). Сблизился с П.П.Кончаловским, влияние которого определило его художественные вкусы на многие годы.

В это время сложился собственный художественный язык Рождественского и он начал работать в стиле фовизма-сезаннизма («Натюрморт. Трактирная посуда». 1909. ГМИ РТ); «Сидящая обнажённая». 1910. ХОХМ).

В 1911 Рождественский стал членом-учредителем и членом правления общества «Бубновый валет», хотя служба в армии не позволяла ему полноценно участвовать в начальной деятельности общества. Поэтому Рождественский стал экспонентом только трёх бубновалетских выставок: третьей (февраль–март 1912) и пятой (февраль–март 1914) московских и четвёртой (апрель–май 1913) – петербургской. В 1912 принимал участие как представитель «Бубнового валета» в харьковской выставке общества «Кольцо».

Рождественский уволился в запас в звании прапорщика артиллерии в 1912 и вскоре уехал в Италию по приглашению Кончаловского, который жил в это время недалеко от Сиены. Вместе с Кончаловским он написал серию сиенских пейзажей. Затем путешествовал по Италии и Австрии.

В первом выпуске сборника «Бубнового валета» он сформулировал своё творческое кредо: «Живопись, оставаясь по существу национальной, должна стремиться к идеальной форме. А эту форму создаёт вся мировая культура. Чем разнообразней и культурней язык художника, тем ценнее его произведения». В этот период его работы демонстрируют влияние кубизма («Хрусталь». 1912. НГХМ; «Натюрморт с ликёром». 1913. ГТГ; «Натюрморт. Умывальник». 1913–1914. ГРМ).

С началом Первой мировой войны Рождественский был призван в действующую армию, а демобилизован только в 1917. За это время его работы были показаны на авангардной «Выставке живописи “1915 год”» (март–апрель)

Но по возвращении из армии Рождественский остался несколько в стороне от бурной художественной жизни первых революционных лет. Он участвовал в «Выставке современной русской живописи» в Художественном бюро Н.Е.Добычиной в Петрограде (апрель 1917), которая собрала разнообразных левых художников, и в выставке «Мир искусства» в Москве (декабрь 1917 – январь 1918). Работы этого периода по-прежнему демонстрируют верность Рождественского традициям «Бубнового валета» («Натюрморт с лампой». 1917. ГМИ РТ).

В 1918 Рождественский был избран одним из руководителей мастерских живописного отделения II ГСХМ, где проработал до реорганизации осенью 1920 (его ассистентом по мастерской был Н.И.Шестаков), в 1919 выбран в Совет мастерских. В 1920–1922 основал и был руководителем филиала ГСХМ в Удомле Тверской губернии.

В 1919–1920 участвовал в ряде государственных выставок: в 5-й государственной (1918. Москва), а также в 1-й государственной выставке картин местных и московских художников (ноябрь 1919. Витебск) и в 1-й государственной выставке искусства и науки (1920. Казань). В начале 1920-х участвовал в двух зарубежных выставках, на которых было показано искусство русского авангарда (в 1922 в Первой русской художественной выставке в Берлине и 1923 в Амстердаме; в русском отделе Венецианской биеннале – 14-й Международной выставки произведений искусства (1924) а также в выставке «Мир искусства» в Москве (1922).

В 1921–1922 Рождественский работал над оформлением пьесы «Снегурочка» для Малого театра в Москве. В 1923 поехал в Крым, где писал пейзажи, в 1924–1925 жил в Тверской губернии.

Вошёл в состав ГУС при НКП. В 1925 вместе со многими бубновалетцами стал членом общества «Московские живописцы», а в 1927–1929 – членом ОМХ. В 1926 вступил в АХРР, участвовал в выставках ассоциации, но вскоре вышел из её состава.

Постепенно всё более уходит от стилистики «Бубнового валета» в сторону реалистического искусства. Эту тенденцию, общую для многих бывших левых, демонстрируют со всей очевидностью персональные выставки Рождественского: «Природа и строительство в СССР» (1935), «Природа севера» (1940) и «Портреты мастеров народного творчества», «Природа и зодчество (Север. Урал. Азия)» (обе – 1945). Но даже в поздних работах Рождественского ощущается влияние и французского искусства, и Врубеля – в виде драматических цветосочетаний и нервного движения кисти.

Литература:
  • Н.Третьяков. В.В.Рождественский. М., 1956.;
Сочинения:
  • Василий Васильевич Рождественский. Записки художника. М., 1963.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов