МОРГУНОВ Алексей Алексеевич

Живописец, график. Друг и соратник К.С.Малевича, участник многих авангардных выставок

Отец – известный живописец А.К.Саврасов, женившийся в начале 1880-х вторым браком на Е.М.Моргуновой. В середине 1900-х учился в СЦХПУ и в частных студиях С.В.Иванова и К.А.Коровина в Москве. Дружил со скульпторами С.Т.Конёнковым и К.Ф.Крахтом. Посещал художественный кружок Крахта на Пресне, где собирались представители символизма – поэты, музыканты и художники.

В декабре 1906 принят в МТХ и в 1907–1909 участвовал в выставках общества. Там, вероятно, познакомился с К.С.Малевичем. С 1908 начал уже работать в неоимпрессионистической манере. Совершённая Моргуновым в 1909 поездка по Европе (побывал в Вене, Венеции, Брюсселе и Париже) стала стимулом для изучения истории искусства. Его особенно увлекли барбизонцы и Эдуард Мане.

А.А.Моргунов. Чайная №5. Около 1915. Холст, темпера. 75×47. КаОХМ
А.А.Моргунов. Композиция №1. Около 1915.Холст, масло. 71×62. ККХМ
А.А.Моргунов. Композиция. 1914–1915. Картон, гуашь. 57,5×43,5. ГТГ
0 / 0

Вероятно, около 1910 сблизился с М.Ф.Ларионовым и через него познакомился с Н.С.Гончаровой, В.Е.Татлиным и другими авангардистами. С этого момента начался неопримитивистский период творчества Моргунова, тяготевшего к фовизму («Мясная лавка». 1911. ЯХМ). Свои художественные приоритеты Моргунов определил следующим образом: «Изучение французов: Сезанна, Ван Гога, Матисса. Китайская живопись, персидская миниатюра, русский лубок, вывеска вызывали восторг. <...> разнообразный охват различных стилей и течений» (Моргунов. Воспоминания. С.144). Тогда же Ларионов пригласил Моргунова участвовать в первой выставке «Бубнового валета» (декабрь 1910 – январь 1911) и был отмечен критикой как «осторожный и старательный» художник. По некоторым сведениям – автор эмблемы «Бубнового валета» и первого плаката выставки общества.

Моргунов, как и Малевич, получил приглашение в качестве экспонента участвовать в выставке «Мира искусства» (декабрь 1911), но в петербургской выставке общества, перевезённой из Москвы (январь–февраль 1912), участвовал уже без Малевича.

С начала 1910-х Моргунов стал неизменным участником преобразований в искусстве. В его мастерской на Остоженке, 37, которую назвали «Моргуновкой» (см.: Башня), собирались левые художники и рисовали с натуры. Там работали Татлин, Л.С.Попова, Н.А.Удальцова, А.А.Веснин и другие, бывал Малевич.

В 1912 Моргунов вновь примкнул к группе Ларионова и стал экспонентом выставки «Ослиный хвост» (март–апрель) в новом выставочном помещении МУЖВЗ. Критика отмечала, что Моргунов отличается от других. Однако весной 1913 отказался принять участие в ларионовской «Мишени» и снова вернулся в «Бубновый валет» в качестве действительного члена общества. В начале 1913 вместе с М.В.Матюшиным, Малевичем, Татлиным и Д.Д.Бурлюком вошёл в «Союз молодёжи». Этому предшествовало участие в двух выставках объединения: в 1911 (апрель–май), когда критика отметила влияние Анри Ле Фоконье на его работы, и в 1912 (январь–февраль), когда он представлял группу «Ослиный хвост». Последняя выставка «Союза молодёжи», на которой экспонировались произведения Моргунова (а также Малевича), состоялась в ноябре 1913 – январе 1914; в феврале 1914 Малевич и Моргунов покинули «Союз молодёжи».

Эти метания свидетельствовали об исканиях, в результате которых Моргунов самоутвердился как соратник и последователь Малевича, что стало началом их тесной дружбы и совместных футуристических акций.

1914 проходит для Моргунова под знаком кубизма («Композиция». 1914. СКМ; «Кубизм». 1914–1915. ТОХМ). На выставке «Бубнового валета» (февраль–март) критика увидела в «опытах» Моргунова влияние «последних работ Пикассо»; Я.А.Тугендхольд отнёс Моргунова к «русским пикассистам» (Выставка «Бубнового валета» (Письмо из Москвы) // Речь. 1914. №43. 13 февраля. С.2). С этой выставкой связаны эпатажные акции Малевича и Моргунова. На пятом диспуте, устроенном «Бубновым валетом», появились Малевич и Моргунов с деревянными ложками в лацканах пиджаков. Накануне они прогулялись по Кузнецкому мосту с теми же ложками. Моргунов по поводу доклада Тугендхольда о футуризме публично заявил, что это вызвало у него «расстройство желудка», и назвал докладчика «дураком», за что был лишён слова и удалён из аудитории. 19 февраля Моргунов был исключён из «Бубнового валета». Вскоре Малевич написал О.В.Розановой: «<...> У него [Моргунова] великолепные работы, шедевры… Вчера я выступал с ним на диспуте “Бубнового Валета”, имели большой успех… “Бубновый Валет” был нами уничтожен, от Тугендхольда ничего не осталось, ничего, одни перчатки» (Харджиев 1997. С.131).

Моргунов, возможно, принимал участие в выставке футуристов в Риме в 1914 (его кандидатуру предложил Малевич).

Под влиянием Малевича создавал работы в стиле алогизма, используя стилистику супрематизма («Композиция». СКМ; «Чайная №5». КаОХМ; «Композиция №1». ККХМ. Все – 1915–1916). Одним из примеров алогизма Малевич считал картину Моргунова «Шаляпин идёт в баню» (не сохранилась; см. эскиз в бывшем собрании Н.И.Харджиева, ныне ФХЧ/СМА). Малевич также называл Моргунова своим коллегой по феврализму.

Апогеем сотрудничества Моргунова с Малевичем были два события: «Первая футуристическая выставка “Трамвай В”» (март 1915) и «Выставка живописи “1915 год”» (март–апрель 1915). На второй выставке Малевич и Моргунов вместо картин, которые в это время были на «Трамвае В», нарисовали на стенах свои гербы с надписями: «Мы – февралисты <...> освободились от разума» (свидетельство А.А.Шемшурина; см.: Крусанов. Т.I. Кн.2. С.500).

В конце 1915 имя Моргунова на некоторое время исчезает, хотя его работы фигурируют на выставке «Магазин» (март 1916).

После революции Моргунов активно включается в художественную жизнь. В ноябре 1917 служит в отделе пластических искусств при Комиссии по охране памятников искусства и старины при МСРСД. В апреле 1918 участвует в организации московской Коллегии и Отдела Изо НКП. Вошёл в состав коллегии, как совещательного органа отдела, и в сам отдел – в качестве заведующего школьным подотделом вместе с А.И.Ивановым и И.И.Машковым.

Недолгое время примыкал, посредством А.М.Гана и А.М.Родченко, к анархистам и привлёк Малевича. Публикует несколько статей в газете «Анархия». Но вскоре вновь идёт на государственную службу – в московскую Коллегию по делам искусств (весна 1918) и становится заведующим сначала школьным, а затем подотделом художественного труда (весна 1919). Участвовал в декорировании Москвы к празднику 1 мая 1918. Член Пролеткульта. В 1920–1921 работал в закупочной и тарифной комиссиях Отдела Изо.

В 1918–1920 преподавал сначала в I, а затем во II ГСХМ. 11 сентября 1918 вошёл в состав Особого совещание по деламII ГСХМ вместе с Малевичем. Среди преподавателей числится представителем супрематизма. В июне 1920 выступал на Конференции учащих и учащихся искусству с докладом «Ось художественного образования».

В 1919 входил в редколлегию журнала «Интернационал искусств» (не издан). Произведения Моргунова были закуплены для фондов МЖК. Входил в группу «Объективный анализ» московского Инхука.

Участвовал в 5-й (1918–1919) и 21-й (февраль–апрель 1921) государственных выставках, в выставке к III конгрессу Коминтерна (конец июля 1921), в Первой русской художественной выставке (1922–1923) и других.

Со второй половины 1920-х отошёл от авангардных традиций и начал работать в реалистической манере. В 1930–1933 продолжал общаться с Малевичем, поддерживал его в трудных бытовых обстоятельствах.

Литература:
  • О.Обольсина. Забытые страницы советского искусства // Искусство. 1974. №3;
  • Неизвестный русский авангард 1992.;
Сочинения:
  • Ал.Ган, А.Моргунов, К.Малевич. Задачи искусства и роль душителей искусства // Анархия. 1918. №25. 23 марта;
  • А.Моргунов. К черту! // Анархия. 1918. №30. 29 марта;
  • А.Моргунов. Заколдованный круг // Анархия. 1918. №35. 4 апреля;
  • А.А.Моргунов. [Воспоминания] // Н.И.Харджиев. Статьи об авангарде. Т. 1. М., 1997.;

Архивы:
  • РГАЛИ. Ф.1938. Оп.1. Ед. хр.41;
  • Ф.1334. Оп.1. Ед. хр.1298;
  • Ф.665. Оп.1. Ед. хр.35;
  • Ф.660. Оп.1. Ед. хр.739.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов