МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович

Поэт, драматург, художник, критик. Лидер кубофутуризма и Лефа

«Я – поэт. Этим и интересен», – писал Маяковский в автобиографии и там же отмечал, что «понятия поэтические» и «понятия живописные» сосуществуют в нём с детства. Первые уроки рисования он получил у профессионального художника С.П.Краснухи в Кутаиси. После переезда в 1906 в Москву учился в 5-й классической гимназии и помогал овдовевшей матери, раскрашивая на продажу открытки, пасхальные яйца, делая плакаты. Участвовал в нелегальной социал-демократической работе, в 1908 вступил в РСДРП (б), был трижды арестован, с августа 1909 по январь 1910 находился в одиночном заключении в Бутырской тюрьме. Уже после первого ареста был исключён из гимназии. Осенью 1908 поступил в подготовительный класс СЦХПУ, посещал студии С.Ю.Жуковского и П.И.Келина (1910). В августе 1911 в Петербурге был допущен к конкурсному экзамену в ВХ при АХ, но экзамен не сдавал, так как не получил справки о благонадёжности. Поступил в фигурный класс МУЖВЗ, где сблизился с В.Н.Чекрыгиным, Л.Ф.Жегиным, Д.Д.Бурлюком.

В 1912–1915 Маяковский становится активным участником авангардного движения (первое публичное выступление состоялось на диспуте общества «Бубновый валет» 25 февраля 1912 в Политехническом музее). Его полемический дар проявился в диспутах в Троицком театре в Петербурге, в «Бродячей собаке», а участие в выставке общества художников «Союз молодёжи» в декабре 1912 («Портрет Р.П.Каган») совпало с литературным дебютом в альманахе «Пощёчина общественному вкусу». Подписанный Маяковским вместе с В.В.Хлебниковым, Бурлюком и А.Е.Кручёных манифест провозглашал разрыв с традициями, словотворчество, обновление языка искусства. Примером стихотворного кубизма К.С.Малевич назвал «Из улицы в улицу» (1913). Маяковский печатался в футуристических сборниках «Садок судей-II», «Требник троих», «Дохлая луна», «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас» и других. Первая книга «Я!» вышла в 1913 в оформлении Чекрыгина, Жегина и самого автора. В декабре того же года в рамках «Первых в мире постановок футуристов театра» состоялась премьера трагедии «Владимир Маяковский» (режиссёр Маяковский, художники П.Н.Филонов, И.С.Школьник при участии О.В.Розановой). В спектакле-монодраме автор исполнил заглавную роль Поэта, провозглашённого «князем нищих» и готового нести за них крестную муку. Сопоставление трагедии «Владимир Маяковский» с оперой Кручёных «Победа над солнцем», так же, как и «Владимир Маяковский», представленной в Луна-парке, свидетельствует о разных путях развития русского футуризма: один связан с неоромантической, экспрессионистской доминантой, другой – с заумной, словотворческой тенденцией. Дальнейшее их расхождение закрепилось в поэме Маяковского «Облако в штанах» (первоначальное название «Тринадцатый апостол». 1915), страстной проповеди «крикогубого Заратустры», обозначенной автором как четыре крика четырёх частей: «долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой ваш строй, долой вашу религию». В поэме сконцентрированы такие черты идиостиля Маяковского, как предельная эмоциональность, чувство одиночества во враждебном мире и самоценности собственного «я», богоборчество и социальный протест, выраженные в развёрнутых метафорах, подчёркнутом антиэстетизме образов.

В.В.Маяковский. Плакат.1920. Хромолитография.64×64. ПГКГ
В.В.Маяковский. Рулетка. 1914.Холст, масло. 92×74. ГММ
0 / 0

В феврале 1914 исключённый из МУЖВЗ за выступления в турне футуристов, Маяковский не оставил занятий живописью и графикой. Только летом 1915 он, по свидетельству К.И.Чуковского, сделал около ста двадцати рисунков, среди них преобладали острые до гротеска портретные зарисовки, вызвавшие одобрение И.Е.Репина. В октябре 1914, сотрудничая с Малевичем, М.Ф.Ларионовым, А.В.Лентуловым, И.И.Машковым в издании «Сегодняшний лубок», написал стихотворные тексты к двадцати двум плакатам и тридцати двум открыткам на тему войны. В шести литографских плакатах и четырёх открытках рисунки и стихи принадлежали Маяковскому. Здесь впервые в его практике возникло соединение агитационного текста и лубочного изображения, нашедшее развитие в 1917 в лубках издательства «Парус», а затем в плакатах «Окна РОСТА». Критика отмечала показанные в экспозиции «1915 год» «Самопортрет» из цилиндра, перчаток и трости и экспрессионистское полотно «Рулетка» (ГММ). В цикле статей о современном искусстве Маяковский протестовал против превращения картин в «телегу для перевозки здравого смысла сюжета» и отстаивал достижения молодых художников, воскрешающих «настоящую русскую живопись, простую красоту дуг, вывесок, древнюю русскую иконопись безвестных художников, равную Леонардо и Рафаэлю» («Россия. Искусство. Мы». 1914).

С началом революционных преобразований Маяковский участвует в собраниях общества «Свобода искусству!». В марте 1917 в Петрограде входит во Временный комитет уполномоченных СДИ, тогда же на Совете организаций художников Москвы вместе с К.А.Коровиным был избран представителем для всех переговоров с Временным правительством. Вместе с Г.Б.Якуловым добился создания в июле 1917 левой федерации Профессионального союза живописцев Москвы, участвовал в их первой выставке (1918. «Автопортрет в жёлтой кофте». Частная коллекция).

Роль поэта и художника в построении социально справедливого общества Маяковский связывал с «демократизацией искусства», с поиском новых форм обращения к массам, преобразованием культурной среды: «Искусство должно быть сосредоточено не в мёртвых храмах-музеях, а повсюду: на улицах, в трамваях, на фабриках, в мастерских и в рабочих кварталах». Вместе с Бурлюком, В.В.Каменским зимой 1917–1918 Маяковский выступал в «Кафе поэтов», 15 марта в единственном номере «Газеты футуристов» был напечатан «Манифест Летучей федерации футуристов» с требованием отделения искусства от государства и необходимости третьей революции – Революции Духа. С осени 1918 стремится, напротив, использовать возможности государства в интересах авангарда и работает в Отделе Изо НКП, где начинает издавать газету «Искусство коммуны». Пафос преодоления времени, борьбы с прошлым выразился в жанрах оды, приказа, марша («Ода революции», «Приказ по армии искусств», «Левый марш»). Стихотворение «Наш марш» стало «Маршем футуристов» (отдельное издание – 1918, музыка А.С.Лурье, обложка П.В.Митурича).

Утопическая вера в возможность рая на земле, впервые воплощённая в финале поэмы «Война и мир» (1917), остаётся важнейшей чертой художественного мира Маяковского. Этот пафос освещает пьесу «Мистерия-буфф» (1918, режиссёр В.Э.Мейерхольд, художник Малевич). Маяковский исполнил роль «Человека просто». Афиша и обложка первого издания пьесы были выполнены автором. В 1919 он сделал эскизы костюмов и декораций к несостоявшейся постановке в передвижном «Летучем театре» (экспонировались на Первой государственной свободной выставке произведений искусства в Зимнем дворце в 1919).

С октября 1919 по февраль 1922 работал в РОСТА вместе с М.М.Черемных, И.А.Малютиным, А.М.Нюренбергом и другими, выпуская трафаретным способом плакаты. Маяковский создал особый вид политического плаката «Окна РОСТА» с характерными для них лаконичными рисунками и подписями («лозунг, а не роман!»), символикой цвета и жеста, поликадровой композицией. «Это, – отмечал Маяковский, – фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища». Около трех тысяч плакатов и шести тысяч подписей к ним составили его вклад в агитискусство.

Маяковский стремился объединить усилия левых художников, восстановить единое культурное пространство авангарда: участвовал в международном журнале «Вещь», где были опубликованы его «Приказ по армии искусств» и стихотворение «Сволочи» – в переводе М.И.Цветаевой на французский язык (1922. №1), встречался с поэтами «Блока», «Дзвигни» в Варшаве, с группой «Деветсил» в Праге, с эстридентистами в Мехико, с Уильямом-Карлосом Уильямсом и Карлом Сэндбургом в Нью-Йорке. «Маяковский, подобно Толстому, обнаруживает свойственный русским вкус к перестройке жизни всего человечества» (В.Я.Парнах). В октябре 1922 Маяковский участвовал в открытии Первой русской художественной выставки в Берлине, где были показаны плакаты РОСТА, познакомился с Георгом Гроссом, Иваном Голлем, Эрвином Пискатором, Виландом Герцфельде. Тогда же по приглашению С.П.Дягилева побывал в Париже, посетил мастерские Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Робера Делоне, Фернана Леже, встречался с Жаном Кокто, Диего Риверой, Тристаном Тцара, И.Ф.Стравинским, Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионовым, Б.Д.Григорьевым и другими. Вёл переговоры о создании Искинтерна (Интернационала искусств) для объединения «левых мира» с редактором журнала «Удар» С.М.Ромовым, создателем группы «Через» И.М.Зданевичем.

В 1919–1930 произведения Маяковского переводили на двадцать языков, в том числе Иоганнес Бехер, Юлиан Тувим, Владислав Броневский, Анатоль Стерн, Луи Арагон, Франтишек Кубка, Богумил Матезиус, Гео Милев. Плакаты РОСТА и работа в рекламе экспонировались на семи зарубежных выставках (Берлин, Амстердам, Нью-Йорк, Париж).

В 1923 Маяковский организовал группу «Левый фронт искусств» (Леф) и журнал (Леф. 1923–1925; Новый Леф. 1927–1928). В журнале, наряду с произведениями Н.Н.Асеева, Б.Л.Пастернака, Кручёных, О.М.Брика, С.М.Третьякова, И.Э.Бабеля, Артёма Весёлого и других, печатались статьи и репродукции работ художников Л.С.Поповой, А.М.Родченко, В.Ф.Степановой, Георга Гросса, архитекторов Весниных, Н.А.Ладовского, кинорежиссёров Дзиги Вертова, С.М.Эйзенштейна, Вальтера Рутмана и других. Признание получила торговая реклама («Нигде кроме, как в Моссельпроме», «Резинотрест» и т.п.) с маркой «Реклам-конструктор Маяковский-Родченко», удостоенная серебряной медали и диплома на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (1925), в оргкомитет по подготовке к которой Маяковский входил.

Маяковский уделял особое внимание полиграфическому дизайну, сделал обложку своего первого поэтического сборника «Я!» (1913), поэмы «Человек» (1918), революционной хрестоматии футуристов «Ржаное слово» (1918), журнала «БОВ» (1921). В оформлении его книг участвовали Л.М.Лисицкий («Для голоса». 1923), Ларионов («Солнце». 1923), Родченко («Про это». 1923), Г.Г.Клуцис («Во весь голос». 1930) и другие.

На страницах «Лефа» и «Нового Лефа» Маяковский поддерживал идеи конструктивизма, производственного искусства, социального заказа, литературы факта. В программных статьях («Товарищи – формовщики жизни», «Как делать стихи») и на практике он переходил к газетным стихам на злобу дня, сатирическим фельетонам, утилитарным текстам для санитарных, пожарных плакатов, стихов о технике безопасности и культуре быта. От «солнечной Коммуны» («Мистерия-буфф»), от грядущей «жизни, мечтаемой от дней Фурье» («Пятый Интернационал». 1922), от «мастерской человечьих воскрешений», дарующей бессмертие («Про это». 1923), его утопизм претерпевает изменения вместе с меняющейся общественной средой. Эти лирические фрагменты заметны в поэмах «В.И.Ленин», «Летающий пролетарий», «Хорошо!», в лучших стихах о желанной будущей жизни и новом человеке. Однако во второй половине 1920-х ощущается кризис утопического сознания Маяковского, и поэт приходит к гротескным картинам будущего в пьесах «Клоп» (1928, премьера 13 февраля 1929 в ГосТИМе, режиссёр Мейерхольд, художники Кукрыниксы, Родченко, музыка Д.Д.Шостаковича) и «Баня» (1929, премьера 16 марта 1930 в ГосТИМе – режиссёр Мейерхольд, художники С.Е.Вахтангов, А.А.Дейнека, музыка В.Я.Шебалина).

Последним обращением в «коммунистическое далеко» стала итоговая выставка «20 лет работы Маяковского», открытая 1 февраля 1930, и вступление в поэму «Во весь голос», прочитанное там. 14 апреля 1930 Маяковский скончался от выстрела в сердце в своей комнате в Лубянском проезде.

Литература:
  • Маяковский ПСС;
  • Маяковский-художник. [Альбом] Сост., вст. статья В.А.Катаняна. М., 1963;
  • В.А.Катанян. Маяковский. Хроника жизни и деятельности. Изд.5-е, доп. М., 1985;
  • Харджиев 1997.;

Автор статьи: В.Н.Терёхина