ЛЕНТУЛОВ Аристарх Васильевич

Живописец, художник театра, декоратор, педагог. Один из «главарей» «Бубнового валета», представитель новаторского крыла этого движения

Родился в семье сельского священника. Учился в пензенском Духовном училище и семинарии (1889–1896). В 1898 поступил в ПХУ, где в то время преподавали К.А.Савицкий, Н.К.Грандковский, скульптор К.А.Клодт. В 1900 ушёл из училища вместе с товарищами, не согласными с темами по классу композиции. 16 сентября 1901 зачислен вольнослушателем в головной класс КХУ, где проучился до 1905: 13 мая был исключён из числа учеников «по причине непосещения уроков». Тогда же вернулся в ПХУ в старший натурный класс, под начало А.Ф.Афанасьева, известного иллюстратора русских сказок. В училище познакомился с В.Д.Бурлюком.

В 1906 не выдержал вступительный экзамен в петербургскую АХ – на экзамене написал зелёную тень на носу натурщицы, за что был удалён, но замечен, однако, преподавателем АХ Д.Н.Кардовским и по его приглашению около года посещал его мастерскую. В это время Лентулова захватила выставочная и полемическая деятельность, которой способствовала не только дружба с братьями Бурлюками, но и знакомство с Н.И.Кульбиным (1907). Вместе с мирискусниками, московской и петербургской художественной молодёжью принимает участие в выставках «Венок» (1907–1908. Москва), «Звено» (1908. Киев), «Современные течения в искусстве» (1908. Петербург), «Венок–Стефанос» (1909. Петербург). В этом же году началась многолетняя дружба Лентулова с поэтом В.В.Каменским. В конце 1908 переезжает в Москву.

А.В.Лентулов. Пейзаж. Скалы. 1913. Холст, масло. 60,5×64,5. СГХМ
А.В.Лентулов. Небозвон (Декоративная Москва). Холст, масло. 1915. 97×129. ЯХМ
А.В.Лентулов. Василий Блаженный. 1913. Холст, масло, наклейки из фольги. 170,5×163,5. ГТГ
А.В.Лентулов. Нижний Новгород. 1915.Холст, масло, бронза. 107,7×125. ГТГ
А.В.Лентулов. Морской берег. 1912. Холст, масло. 87×95. НГХМ
А.В.Лентулов. Автопортрет. Grand Peintre. 1915. Холст, масло, наклейки из цветной бумаги. 142×104,5. ГТГ
А.В.Лентулов. Астры. 1913. Холст, масло.101×100. ГТГ
0 / 0

В 1909 из летней поездки в Крым Лентулов привёз цикл работ, благодаря протекции А.Н.Бенуа показанных на 7-й выставке СРХ (1910. Москва). По приглашению В.А.Издебского участвовал в его интернациональных «Салонах» вместе с русскими, французскими и немецкими художниками (1909–1910).

В целом «предбубновалетский» период творчества Лентулова (1907–1910) представляет собой картину стремительного, хотя и не всегда последовательного роста. Через увлечения различными направлениями, в основном немецким экспрессионизмом, он постепенно обретает индивидуальный стиль («Апостол (Грек)». 1910. Частная коллекция).

В сентябре 1910 знакомится с П.П.Кончаловским и И.И.Машковым в связи с идеей устройства первой выставки «Бубнового валета» (1910. Москва). Участие в её организации явилось поворотным событием в жизни Лентулова. Отныне его творческая судьба оказалась тесно связанной с содружеством художников, сознательно утверждающих свои цели и задачи.

В январе 1911 участвовал в выставке «Мир искусства» в Петербурге, а осенью уехал в Париж (сентябрь–октябрь 1911), поступил в академию Ла Палет (см.: академии парижские), где работал под руководством Анри Ле Фоконье и Жана Метценже. В 1912 посетил Милан, Падую, Флоренцию и Рим.

Заочно становится членом правления «Бубнового валета» и принимает участие в первых шести выставках общества (1911–1916). Работы, написанные во Франции, экспонированы на второй выставке «Бубнового валета» (1912. Москва). Произведения 1911–1912 отличаются кубизированной трактовкой форм (так называемое «раскубливание»), соединённой с приёмами орфизма в духе Робера Делоне («Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года» (1912. Частная коллекция).

В 1913 Лентулов достигает определённого синтеза в освоении разнообразных художественных форм – два больших панно «Москва» и «Василий Блаженный» (оба – 1913. ГТГ) свидетельствуют о расцвете его таланта. Художник находит баланс между предметностью формы и свободной живописностью. Он использует наклеенные на холст кусочки разноцветной фольги и декларирует изобретение нового собственного стиля – «орнеизма». В серии кисловодских пейзажей (1913) достигает почти полной абстрагированности от натуры, но эти тенденции в его творчестве развития не находят – слишком сильна связь с натурой (эту серию художник назвал «неореалистическими этюдами»). Эти работы он демонстрирует на четвёртой и пятой выставках «Бубнового валета» (1913–1914).

В 1914–1915 работал над декорациями к постановке трагедии В.В.Маяковского «Владимир Маяковский» по приглашению автора (театр Б.В.Евелинова, Москва), над серией лубков на военные темы для издательства «Сегодняшний лубок» вместе с Машковым, К.С.Малевичем, В.Ф.Чекрыгиным, участвовал в выставках «Художники Москвы – жертвам войны» (1914 или 1915), «Выставке картин левых течений» (1915. Петроград), «1915 год» (1915. Москва).

В середине 1910-х приходит к одной из центральных идей своего творчества – старой русской архитектуре, истолкованной в динамичных ритмах и кубофутуристических сдвигах, соединив стилистику кубофутуризма с традициями древнерусской живописи. Основываясь на значении архитектуры как образа мироздания, Лентулов трактует её как прототип своего понимания картины. Одновременно он находит поэтически-иносказательный образ, в котором воплощается его понимание национального идеала и выражается сопричастность старого и нового миров («Небо­звон (Декоративная Москва)». 1915. ЯХМ; «Звон (Колокольня Ивана Великого)». 1915. ГТГ).

«Эротическая» тема также получает в творчестве Лентулова особое толкование – полнокровно-жизнерадостное, но и пародийное, словно проникнутое полемикой с салонной эротикой мирискусников. В панно «У моря» (1915–1916. Частная коллекция) художник обильно вводит различные коллажные наклейки: кружева, стеклярус, шёлк и пр.

В 1915–1916 оформляет различные издания (журнал «Московские мастера», нотные обложки произведений Н.А.Рославца). На рубеже 1916 и 1917 участвует в «Выставке современной русской живописи» (Петроград).

В 1917 создаёт серию пейзажей с видами Новоиерусалимского монастыря (ГРМ, ГТГ, частная коллекция), а также картину «Тверской бульвар. Страстной монастырь» (ГТГ), знаменующих изменения пространственно-живописной концепции и переход от декоративных панно к станковой картине. Этот процесс достигает кульминации в 1918–1920, когда Лентулов переживает ещё один период творческого подъёма. Он создаёт серию пейзажей, в которых элементы сезаннизма постепенно вытесняют кубофутуристические («Красный мост». 1918. Частная коллекция; «Кремль». 1919–1920. ДРМИИ; «Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами (Пейзаж с Лаврой)». 1920. ГРМ). В портретах происходят аналогичные изменения («Автопортрет со скрипкой»; «Портрет актрисы А.С.Хохловой». Оба – 1919. ГТГ).

Сразу после Февральской революции активно включается в формирование новых органов управления искусством, работает в многочисленных комиссиях. Принят в члены «Мира искусства», участвовал в последней выставке общества (1917. Москва). В конце 1917 в числе других художников занимался оформлением московского «Кафе поэтов». Член Профсоюза художников-живописцев Москвы и участник его первой выставки (1918). Осенью 1918 вместе с А.В.Куприным, Машковым и П.В.Кузнецовым декорировал Театральную площадь в Москве к празднованию годовщины революции. Стоял у истоков образования МЖК (конец 1918).

С октября 1918 начинается преподавательская деятельность Лентулова, сначала в I и II ГСХМ, а с 1920 – во Вхутемасе (в 1925 покинул Вхутемас из-за несогласия с программой обучения). Работал в составе Инхука с момента его учреждения (1920).

Живописная эволюция в 1920–1922 развивается под девизом «Назад к Сезанну», что означало для художника победу классического начала в его творчестве. Приближение к реальному восприятию мира сопровождалось «декубизацией» форм и одновременно отказом от академических методов работы. Если пейзажи, написанные в Троице-Сергиевой лавре в 1920–1922, ещё сохраняют кое-какие элементы кубофутуризма (выраженные в основном в «скашивании формы») и сезаннизма (цветовое разнообразие), то пейзажи 1923 словно написаны другой кистью. В них – поиски новой, уже реалистической манеры живописи, связанные с общей для многих бывших бубновалетцев тенденцией возрождения реалистической живописи. Эту тенденцию подтвердила «Выставка картин» (1923. Москва), программно утверждавшая значение станковой картины (в ней Лентулов участвовал в числе других бубновалетцев), а в 1924 – членство в обществе «Московские живописцы».

В попытке остаться «на плаву» в новой ситуации, Лентулов в 1926 становится членом АХРР, но уже в 1927 покидает ассоциацию из-за несовместимости художественных задач. Вместе с товарищами по «Бубновому валету» организует юбилейную выставку общества (1927), а в 1928 участвует в создании ОМХ и становится его председателем.

Последнее живописное достижение Лентулова – несколько пейзажей, в которых вновь возрождается яркий живописный талант художника («Солнце над крышами. Восход». 1928. ГММ; «Страстная площадь ночью. Москва»; «Солнце над крышами. Закат». Обе – 1928. ГРМ). В попытках ответить на «социальный заказ» пишет в 1929–1931 ряд стандартных индустриальных пейзажей.

В 1933 в Москве прошла персональная выставка Лентулова в связи с 25-летием творческой деятельности, в 1940 – совместная выставка Лентулова, Б.А.Зенкевича, Н.М.Чернышёва.

Театральная деятельность Лентулова началась в 1915–1916 со спектакля Камерного театра «Виндзорские проказницы» по пьесе Шекспира, после чего содружество с А.Я.Таировым и А.Г.Коонен переросло в дружбу. Не будучи новатором в театрально-декорационном искусстве, Лентулов с его живописным даром, буйной фантазией и артистичностью подходил Таирову. Был приглашён Таировым к участию в постановке оперы А.Г.Рубинштейна «Демон» в Московском театре Совета рабочих депутатов (1918–1919), за эту работу в 1925 на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже получил золотую медаль.

Работал над декорациями к симфонической поэме А.Н.Скрябина «Прометей» (первое исполнение прошло в Большом театре 8 ноября 1918). Тогда же исполнил декорации и костюмы к спектаклю Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» (1918. Бывший театр В.Ф.Комиссаржевской, Петроград), ставшими классикой лентуловского театрального искусства. Работал над декорациями к «Незнакомке» А.А.Блока (премьера состоялась в марте 1918 в кафе «Питтореск»).

В 1919 вместе с Г.Б.Якуловым и Ф.Ф.Федоровским руководил театрально-декорационными мастерскими при I ГСХМ, а в 1920 возглавлял театрально-декорационное отделение на живописном отделении Вхутемаса. В 1920-е продолжал сотрудничество с театром. Постановки, оформленные Лентуловым в 1930-е, отражали общую эволюцию советского театрально-декорационного искусства в сторону живописности.

Литература:
  • А.М.Эфрос. Об Аристархе Лентулове (выставка 25-летия его творчества) // Новый мир. 1933. №9;
  • Е.Мурина. А.В.Лентулов // Искусство. 1957. №2;
  • М.А.Лентулова. Художник Аристарх Лентулов. Воспоминания. М., 1969;
  • Лентулов 1990;
  • И.А.Аксёнов. Аристарх Васильевич Лентулов // Аксёнов 2008.;
Сочинения:
  • О красках и цвете в спектакле // Испанский священник. Комедия Дж.Флетчера. М., 1934;
  • О Маяковском и др. // Искусство. 1940. №3;
  • Стенограмма выступления на выставке // Искусство. 1920. №4;
  • Лентулов. Воспоминания.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов