КОНЧАЛОВСКИЙ Пётр Петрович

Живописец, рисовальщик. Один из лидеров раннего авангарда, глава общества «Бубновый валет» и живописного направления сезаннизм

Сын книгоиздателя и переводчика П.П.Кончаловского, дом которого посещали В.А.Серов, К.А.Коровин, М.А.Врубель. Зять В.И.Сурикова (с 1902). Учился в Рисовальной школе М.Д.Раевской-Ивановой в Харькове (1883–1889). С 1889 жил в Москве. Занимался рисунком в вечерних классах СЦХПУ у В.Д.Сухова (1889–1895). В 1896 поступил в Московский университет на естественный факультет, но вскоре оставил его, уехав в Париж для занятий живописью. Учился в Академии Жюльена (см.: академии парижские) у Жан-Поля Лорана и Жан-Жозефа Бенжамен-Констана (1896–1898). Вместе с Н.Д.Милиоти около месяца работал в Бретани. В 1898 поступил в ВХУ при петербургской Академии художеств. Учился у И.И.Творожникова, В.Е.Савинского, Г.Р.Залемана, затем в батальной мастерской П.О.Ковалевского. В 1907 за картину «Рыбаки тянут сети» получил звание художника.

В 1901 и 1904–1905 побывал в Италии. Неоднократно выезжал в Сибирь, на родину Сурикова; в 1903 совершил поездку на Север (Архангельск, Кандалакша, Мурманск). С конца 1907 по 1913 подолгу жил во Франции и Италии, в 1910 с Суриковым работал в Испании, в 1912 посетил Германию. В 1914–1917 (с перерывом из-за лечения) находился в действующей армии.

П.П.Кончаловский. Портрет В.Э.Мейерхольда. 1938.Холст, масло. 233×212. ГТГ
П.П.Кончаловский. Портрет Г.Б.Якулова. 1910.Холст, масло. 176×143. ГТГ
П.П.Кончаловский. Семейный портрет (Сиенский). 1912.Холст, масло. 226×290. ГТГ
П.П.Кончаловский. Автопортрет в сером. 1911.Холст, масло. 141,5×112,5.ГТГ
П.П.Кончаловский. Комната в Испании. 1910.Холст, масло. 81×100. ГТГ
0 / 0

Член-учредитель, председатель общества «Бубновый валет» (1911–1916) и экспонент выставок (1912–1914, 1927); член Общества современного искусства, Амстердам (с 1913), член (с 1916) объединения «Мир искусства» и экспонент выставок (1911. Москва; 1912. Петербург; 1915–1916. Москва, 1916. Петроград; 1916–1917. Москва; 1917. Петроград; 1917–1918. Москва; 1921–1922. Москва).

Участвовал в выставках: МТХ (1903, 1905, 1911); НОХ (1907–1909. Петербург); Салон Независимых (1908, 1910–1912. Париж); Салон Национального общества изящных искусств (1908. Париж); Осенний салон (1908, 1910, 1912. Париж); Салон С.К.Маковского (1909. Петербург); выставка жи­вописи (организаторы И.О.Дудин и В.К.Коленда; 1909. Москва); «Золотое руно» (1909–1910. Москва); «Бубновый валет» (1910–1911); «Московский салон» (1911); Второй салон В.А.Издебского (1911. Одесса–Николаев–Херсон); «Союз молодёжи» (1911. Петербург); Allied Artists Association (1911. Лондон); Тверского общественно-педагогического кружка (1911, 1912. Тверь); 2-я группы «Кольцо» (1912. Харьков); Международная «Modern Kunst Kring» (1913. Амстердам); Весенняя (1914. Одесса); «Художники – товарищам воинам» (1914–1915. Москва); «Художники Москвы – жертвам войны» (1914–1915. Москва); «Выставка живописи 1915 год» (1915. Москва); современной русской живописи (1916. Петроград); русских и польских художников (1916. Москва).

С 1900-х занимался оформлением студенческих и любительских постановок, писал декорации в Новом театре Л.Б.Яворской в Петербурге (1901–1902), работал в театрах Москвы – Опере С.И.Зимина (1905, 1912–1913), Большом (1920–1924, 1944–1945), Музыкальной студии В.И.Немировича-Данченко (1922), Экспериментальном (1932), МХАТе (1932). Декорировал (с Г.Б.Якуловым) помещение Купеческого клуба для Испанского бала (1911), спектакль в кафе «Питтореск» (1918) и другие. Работал в области прикладного искусства, исполнял эскизы для росписи подносов.

Преподавал в частной студии И.И.Машкова (1911–1917), II ГСХМ (1918–1921), Вхутемасе–Вхутеине (1926–1929).

Кончаловский принадлежал к наиболее образованным художникам русского авангарда. Он рано приобщился к парижской художественной жизни, был знатоком классического и современного европейского искусства, в 1911 перевёл книгу Эмиля Бернара «Поль Сезанн, его неизданные письма и воспоминания о нём» (М., 1912). Его творческую эволюцию можно назвать образцовой для авангардиста старшего поколения. В её начале – увлечение живописью Серова, Коровина, Сурикова; в 1891 – сильнейшее впечатление от встречи с импрессионизмом (картиной Клода Моне «Стога»). Около 1901–1907 – затяжной кризис, острая неудовлетворённость современным искусством и собственной работой. В 1908 Кончаловский открыл для себя живопись постимпрессионизма и фовизма. Некоторое время он пишет в манере Ван Гога («Апельсины». 1908. Коллекция В.А. и Е.А.Семенихиных; «Париж. Мальчик с яблоком», «Арлезианка». Обе – 1908. Фонд Петра Кончаловского), в 1908 совершает поездку в Арль. Одновременно Кончаловский изучает работы Сезанна, пытаясь синтезировать живописные методы этих мастеров («Сен-Максим. Пальмы», «Франция. Гора Лаванду», «Франция. Немур» и другие. Все – 1908. Фонд Петра Кончаловского). В то же время он часто посещает Лувр, увлекается проторенессансом, рисует архаическую греческую скульптуру.

Уже в 1910 Кончаловский приходит к самостоятельному видению натуры и вырабатывает собственный стиль, в котором приёмы фовистов (в особенности Анри Матисса и Кеса ван Донгена) соединяются с присущей русскому примитивизму опорой на национальную традицию, близостью к народному мышлению и характеру художественного обобщения. Поворотным моментом для Кончаловского стала поездка в Испанию (1910). Картины испанской серии – «Бой быков» (Фонд Петра Кончаловского), «Матадор» (ГРМ), «Прогулка могильщика» (коллекция П.О.Авена), «Любитель боя быков» (коллекция П.О.Авена), «Голова матадора» (ГТГ), «Комната в Испании» (ГТГ), два варианта картины «Испанка» (Фонд Петра Кончаловского; коллекция П.О.Авена) и другие, впервые показанные на выставке «Бубновый валет» (1910–1911), – сразу же выдвинули Кончаловского в ведущие фигуры раннего авангарда.

В испанской серии то чередуются, то переплетаются две указанные линии: национальная (примитивизм) и западническая (постимпрессионизм, фовизм). Так, в картине «Бой быков» Кончаловский стремился, по его словам, трактовать фигуру быка в стиле народной деревянной игрушки. В портретах (к названным следует добавить «Портрет Г.Б.Якулова». 1910. ГТГ; и два «Автопортрета»: 1910. Коллекция Семенихиных; и 1911. ГТГ) примитивистское начало сквозит в отношении к человеку – «натюрмортизме» и заострённой характерности облика. Напротив, в «Испанском танце» (ГРМ), «Комнате в Испании» ощутимы аналогии с фовизмом, а «Любитель боя быков» цветовым неистовством напоминает работы немецких экспрессионистов.

В последующие годы обе линии продолжают сосуществовать. В пейзаже «Чайная в Хотькове» (1911. Коллекция Семенихиных) уплощение пространства и декоративность цвета передают образ русской провинции. Эскизы костюмов к опере А.Г.Рубинштейна «Купец Калашников» (1912. ГЦТМ) выдержаны в стилистике народного лубка. Под влиянием М.Ф.Ларионова и Машкова заинтересовавшись вывесками продуктовых лавок, Кончаловский пишет натюрморты с хлебом («Хлебы на зелёном». ГТГ; «Хлебы на синем». КОХМ. Обе – 1913). В 1914 Кончаловский создаёт оригинальное панно «Бова-королевич» (ГТГ), построенное по принципу житийной иконы с клеймами, в которых последовательно разворачивается сюжет.

Неопримитивистская мифологема России как Востока декларируется в «Семейном портрете» (1911. ГРМ), где п­ерсонажи, похожие на расписные глиняные игрушки, изображены на фоне китайской лубочной картинки. В другом групповом портрете («Семейный портрет. (Сиенский)». 1912. ГТГ) отечественные и западные источники образуют органический сплав. В целом для примитивизма Кончаловского характерны статуарность, фронтальная композиция, лаконизм и обобщённость формы (без деформации), особая материальность («натюрмортизм»), плотный, «весомый» цвет.

В 1912–1913 в творчестве Кончаловского происходит постепенный отход от примитивизма и усиление западной ориентации. В это время стало очевидным расхождение Кончаловского с бывшими соратниками – Ларионовым и его группой «Ослиный хвост». Под влиянием работы в Италии и на юге Франции в его живописи нарастают черты сезаннизма (пейзажи Сиены и Кассиса. 1912–1913); преимущественный интерес к портрету сменяется тяготением к натюрморту, пейзажу, затем к обнажённой натуре. В это время Кончаловский осваивает приёмы кубизма – коллаж, имитацию фактур, «вертикализм» композиции, контраст форм и т. п. («Пиво и вобла». 1912; «Сухие краски». 1913). Однако сезаннизм Кончаловского остаётся оригинальным направлением, имеющим мало общего с первоисточником. Полотна Кончаловского отличают свободная лепка объёмов, размашистый мазок (противники обвиняли его в «сырой» живописи), склонность к декоративно-плоскостному мышлению в противоположность станковизму Сезанна. Жизнелюбие и здоровье, которое излучает живопись Кончаловского, далеки от философичности искусства Сезанна, а разнообразие приёмов и стихийная импровизационность письма – от строгой системности французского мастера.

Кончаловский представлял редкий для авангарда пример художника, не тяготевшего к литературной фиксации своих взглядов. Но его суждения об искусстве, высказанные в письмах и личных беседах, отличаются точностью и глубиной. «Я <...> знаю, как должен художник относиться к природе. Не копировать её, не подражать, а настойчиво искать в ней характерного, не задумываясь даже перед изменением видимого, если этого требует мой художественный замысел, моя волевая эмоция» (В.А.Никольский. Петр Петрович Кончаловский. М., 1936. С.38). Одной из главных целей Кончаловский считал искание стиля; для её достижения необходимо работать «с тем же холодным сознанием, с каким хирург совершает операцию». Всё то, что расслабляет волю, «затмевает художническое сознание»,– «поэтическое порабощение природой», «лихорадка настроений», «живописная прелесть сюжета» – препятствует созданию подлинного произведения (Никольский. С.98–99).

Говоря о «Портрете Г.Б.Якулова», Кончаловский сформулировал важнейшую тенденцию неопримитивизма, связанную с его «карнавальной» природой: «<...> противопоставить излюбленной многими художниками миловидности, причёсанности и прилизанности портрета то, что считалось, по общему мнению, безобразным, а на самом деле было чрезвычайно красивым. Показать хотелось красоту и живописную мощь этого мнимого “безобразия”, показать самый характер Якулова» (Никольский. С.50). Кончаловский осознавал, что новая живопись в её фигуративных формах должна опираться на определённый – новый – метод; уже в конце 1900-х он «инстинктивно почуял, что без каких-то новых методов нет спасенья, нельзя найти дорогу к настоящему искусству. Оттого и ухватился за Сезанна, как утопающий за соломинку» (Никольский. С.38).

В конце 1910-х Кончаловский вновь обращается к творчеству Сезанна, внимательно изучая его произведения и почти копируя отдельные приёмы («Пруд в Абрамцево». 1920). Если в 1908 Сезанн был для Кончаловского «освободителем», то теперь он классик, указывающий путь возвращения к традиции. Вслед за «подражаниями Сезанну» следуют вариации на темы Тициана, Рембрандта и других старых мастеров.

В 1924–1925 Кончаловский в последний раз побывал за границей, в Италии, Париже и Лондоне. Не удовлетворённый итогом своей персональной выставки в Париже, он вернулся на родину. Работал в Подмосковье, Крыму, Новгороде и Пскове (1925, 1926, 1928), на Кавказе (1927, 1935), на Крайнем Севере (1936).

Член-учредитель общества «Московские живописцы» (1924–1925), член АХРР (1926), член (с 1926) и почётный председатель общества «Бытие» (1927–1929), член-учредитель ОМХ (1928).

Участвовал в более чем 120 выставках, в том числе: Первая русская (1922. Берлин); выставка картин (1923. Москва); организованная Российским обществом Красного креста (1924. Москва); Биеннале (1924, 1928, 1932, 1956. Венеция); передвижная по США и Канаде (1924–1925); международные (1925, 1928. Питсбург); Международная декоративных искусств и художественной промышленности (1925. Париж); Международная (1926. Дрезден); передвижная по Японии (1926–1927); новейших течений в искусстве (1927. Ленинград); к десятилетнему юбилею Октябрьской революции (1927. Москва); Юбилейная (1927–1928. Берлин; 1928. Вена); Художественно-кустарная СССР (1924. Нью-Йорк–Филадельфия–Бостон–Детройт); Современное русское искусство (1930. Вена); Советского искусства (1930. Берлин); Первая изобразительного искусства СССР (1930. Стокгольм–Осло–Берлин); Советского изобразительного искусства (1931. Цюрих–Берн–Женева–Базель–Сен-Галлен); «Социалистическое строительство в советском искусстве» (1930–1931. Москва); «Художники РСФСР за 15 лет» (1932. Ленинград; 1933–1934. Москва) и других.

Персональные выставки Кончаловского при его жизни состоялись в Париже (совместная с Н.А.Тарховым, 1908; 1925), Москве (1922, 1926, 1927, 1928, 1930, 1932, 1934, 1935, 1941, 1945, 1947, 1951), Ленинграде (1929).

В советское время Кончаловский пользовался беспрецедентным уважением со стороны властей, регулярно устраивал персональные выставки-«отчёты», не подвергаясь травле в печати и оставаясь практически свободным в выборе тем и стилевых предпочтений. При огромной продуктивности до конца жизни сохранил редкую свежесть живописного восприятия и творческий темперамент («Полотёр», «Золотой век», обе – 1946). Не будучи официальным художником, Кончаловский завоевал всеобщее признание благодаря реалистическому мастерству, оптимистическому пафосу своего искусства и личному авторитету.

Заслуженный деятель искусств (1922), лауреат Сталинской премии I степени «За многолетнюю творческую деятельность» (1942), народный художник РСФСР (1946), награждён орденом Трудового Красного Знамени (1946), действительный член АХ (1947). Почётный член Общества Поля Сезанна (1924. Франция).

Литература:
  • П.П.Муратов. Живопись Кончаловского. М., 1923;
  • В.А.Никольский. Пётр Петрович Кончаловский. М., 1936;
  • Кончаловский. Художественное наследие. Вступ. ст. А.Д.Чегодаева. Сост. К.В.Фроловой. М., 1964;
  • М.П.Нейман. Пётр Петрович Кончаловский, М., 1967;
  • Н.Н.Пунин. Пётр Петрович Кончаловский // Н.Н.Пунин. Русское и советское искусство. М., 1976;
  • Г.Г.Поспелов. «Бубновый валет»: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990;
  • Неизвестный Кончаловский. Живопись из собрания семьи художника, частных коллекций и ГМИИ им. А.С.Пушкина. М., 2002;
  • Пётр Кончаловский. К эволюции русского авангарда. СПб., 2010;
  • И.А.Вакар. Пётр Кончаловский: взгляд из нового века // Наше наследие. 2011. №99.;
Архивы:
  • РГИА. Ф.789. Оп.12 (1898). Ед.хр.40 (личное дело);
  • ОР ГТГ. Ф.214 (П.П.Кончаловский).;

Автор статьи: И.А.Вакар