ХОДАСЕВИЧ Валентина Михайловна

Художник театра, график, живописец, один из ярких представителей ленинградской школы театрально-декоративного искусства 1920-х – 1930-х

Родилась в семье известного юриста, который с начала 1900-х коллекционировал современную живопись. В 1909 посещала воскресные классы рисования при СЦХПУ и студию Ф.И.Рерберга. В 1910–1911 занималась в студии Гуго фон Хабермана в Мюнхене, в 1911–1912 – в академии Витти у Кеса ван Донгена в Париже. В 1912 познакомилась с В.Е.Татлиным и вместе с группой молодых художников рисовала в его мастерской на Остоженке. В 1913 вышла замуж за художника А.Р.Дидерихса и переехала в Петербург.

В 1915–1918 выступала вместе с левыми художниками на выставках в Художественном бюро Н.Е.Добычиной в Петрограде. В 1917 участвовала в оформлении кафе «Питтореск» в Москве. Автор эффектных портретов в стиле кубизма (в том числе «Портрета М.Горького». 1918. Собрание Пушкинского дома, Петербург).

В.М.Ходасевич. Портрет В.Ф.Ходасевича. 1915.Холст, масло. 143х106. Музей литературы Серебряного века, Москва
В.М.Ходасевич. Портрет сестёр М.А., Л.А.и Е.А.Петровых. 1916. Холст, масло. 165,4х142,2.ООМИИ
В.М.Ходасевич. Эскиз декорации к постановке комедии С.Э.Радлова "Приёмыш". Театр "Народная комедия", Петроград. 1920.Бумага, гуашь. 32х47. ГЦТМ
В.М.Ходасевич. Эскиз декорации к постановке пьесы С.Э.Радлова "Версальские благодетели". Театр "Народная комедия". Петроград. 1920. Картон, гуашь. 33,5х51. ГЦТМ
0 / 0

С 1919 начала работать в театре, до 1956 оформила почти 150 спектаклей.

Наряду с этим занималась графикой, оформляла книги. Особая глава в её художественной биографии – оформление массовых зрелищ: «Блокада Петрограда» в Амфитеатре на Каменном острове (1920); «“10 лет”. Юбилейное аллегорическое массовое зрелище на Неве» (на фоне Петропавловской крепости); массовое празднество по случаю закрытия всесоюзного слёта пионеров (стадион «Динамо», Москва); оформление площади Жертв Революции в дни празднования 15-летия Октябрьской революции и другие.

В театре Ходасевич заявила о себе как о первоклассном мастере спектаклями (их было 12) в театре Народной комедии, в основном сделанных вместе с режиссёром С.Э.Радловым. «Единство фактур декораций и костюмов давало интересные результаты, создавая наш особый стиль оформления. Все делалось из простейших материалов. “Ограничения” в театре очень полезны и обостряют выдумку, при условии, что художник этому хозяин. Сценические костюмы я любила придумывать и рисовать в образе и очень подчёркнуто. Умела сделать “злой фрак”, покроем выразить подобострастие или глупость» (В.Ходасевич. Портреты словами. Очерки. М., 1993. С.159).

В 1922 жила у А.М.Горького под Берлином и сделала серию выразительных рисунков («Танцующая пара». 1922. Частная коллекция, Москва).

В 1924–1925 была в Лондоне, Париже, в Сорренто в гостях у Горького. В Италии работала в театре Луиджи Пиранделло в Риме («Лукреция» Джованни Кавиккиоли. 1925) и театре Татьяны Павловой в Милане («Психея» по пьесе Ю.Д.Беляева, постановка была реализована только в 1927).

В 1928 оформляла спектакли разных жанров («Отелло» Шекспира. 1927. Академический театр драмы, Ленинград). Но особенно удавались ей музыкальные спектакли, такие как «Женихи на колёсах» Вирджилио Ранцато (1926. Малый оперный театр, Ленинград), «Золотой век» Д.Д.Шостаковича (1930. Академический театр оперы и балета, Ленинград). Режиссёр Радлов, её многолетний соавтор, в шутку, а больше всерьёз отмечал: «Смотря на её работы в оперетте, видишь, что она, конечно, могла бы столько же изображать, как и создавать буржуазные моды на Западе» (С.Радлов. С.181). «Там, где царствует актёр, на первом плане его наряд <...> я не сомневаюсь, что в этой области за Ходасевич остаётся одно из самых блестящих мест в нашем театре. Обдуманное и тонкое выделение костюма на фоне декораций, геометрическая простота и чёткость» (С.180).

В середине 1930-х, как и многие, вернулась к традиционным приёмам оформления спектакля. В 1932–1936 – главный художник Государственного театра оперы и балета им. С.М.Кирова. В 1943–1945 и с 1953 жила в Москве. В 1960-е написала книгу воспоминаний «Портреты словами», выдержавшую несколько изданий.

В выставках участвовала с 1913. Среди них – выставка «Союза молодёжи» (ноябрь 1913 – январь 1914. Петербург); выставка-аукцион в пользу лазарета деятелей искусств (1914. Петроград); Выставка картин левых течений (1915. Петроград); выставка живописи «1915 год» (1915. Москва); 1-я и 2-я выставки современной русской живописи (1916. Художественное бюро Н.Е.Добычиной, Петроград); выставка картин общества художников «Бубновый валет» (1917. Москва); 1-я выставка МХПСИ (1919. Москва); 4-я государственная выставка картин (1919. Москва); Первая государственная свободная выставка произведений искусств (1919. Петроград); Международная книжная выставка (1922. Флоренция); выставка театрально-декорационного искусства (1927. Ленинград); «Художники РСФСР за 15 лет» (1932. Ленинград); Международная выставка театрально-декорационного искусства (1934. Нью-Йорк); «Художники советского театра за 17 лет» 1917–1934 (1935. Москва); «Художники советского театра» 1917–1935 (1935. Ленинград).

Персональные выставки прошли в 1934 (Ленинград), 1979 и 2002 (Москва).

Работы художницы хранятся в ГРМ, ГТГ и ГЦТМ.

Литература:
  • Валентина Ходасевич. Тексты: М.Кузмин, С.Радлов, С.Мокульский, А.Мовненсон. Л., 1927;
  • Валентина Ходасевич [Режиссёр о художнике] // Сергей Радлов. Десять лет в театре. Л., 1929;
  • Каталог выставки работ художника Валентины Ходасевич «XV лет в театре». Вст. статья С.Радлова. Л., 1934;
  • С.С.Мокульский. О театре. М., 1963;
  • М.Эткинд. Валентина Ходасевич // Искусство. 1971. №8;
  • Валентина Михайловна Ходасевич. 1894–1970. Вст. статья Е.Ракитиной. [Каталог] М., 1979;
  • Valentina Khodasevich and Olga Margolina-Khodasevich. Unpublished Letters to Nina Berberora. Berkeley, 1979;
  • Т.Дрозд. Стиль – зеркало времени // Советский балет. 1985. №4;
  • В.Киселёв. Этюд к портрету Ходасевич // Советская музыка. 1990, №8;
  • «Благородная симфония ритма». Театральные работы В.М.Ходасевич. Вст. статья Н.Малайчук. [Каталог] М., 2002.;

Автор статьи: В.И.Ракитин