ХЛЕБНИКОВА Вера Владимировна

Живописец, график, иллюстратор

Сестра поэта В.В.Хлебникова. Училась в Казанской художественной школе (с сентября 1905), в КХУ (1908), в частной художественной школе К.Ф.Юона и И.О.Дудина в Москве (1910), затем в Петербурге поступила в Рисовальную школу ОПХ в класс Я.Ф.Ционглинского. В середине 1912 посещала академию Витти (Париж), где училась у Кеса ван Донгена. С весны 1913 до середины 1916 жила в Италии («Деревья. Капри», «Лестница в горах», «Везувий», «Пейзаж с пиниями», «Древо жизни», «Мадонна», «Пророк», «Распятие». Все 1914–1916). Большая часть работ осталась в Италии, судьба их неизвестна.

Приезд в Астрахань (август 1916) ознаменован резким переломом в творчестве: содержанием картин становится переживание социальных проблем («Слепцы», «Старое и молодое». Обе 1916–1917). С 1918 сотрудничала в художественном отделе Астраханского Губполитпросвета, в местной газете «Коммунист». В январе 1919 участвовала в первой выставке астраханской «Общины художников».

В.В.Хлебникова. Натюрморт с кольчугой. 1939.Холст, масло. 65,5х57. АГКГ
В.В.Хлебникова. Русалки. 1916Ц1917. Холст, масло. 96х158,5. АГКГ
0 / 0

Работы астраханского периода – «Восточный мотив. Три фигурки в покрывалах», «Девушка с лебедем», «Калмыцкий орнамент», «Верблюды» (все – 1917–1924). Вскоре после смерти брата, в 1922 начала работать над циклом иллюстраций по мотивам его произведений («Русалка», «Ветер», «Вила», «Лешак». Все – 1920-е). Наряду с другими работами, они были показаны на выставке группы художников «Объеди­нённое искусство» (ОБИС) (1925. Москва). В дальнейшем в области книжной графики работала вместе с мужем П.В.Митуричем.

Работы последнего десятилетия жизни – декоративное панно для Политехнического музея в Москве «Ход сельди» (1931; в соавторстве с Митуричем); рисунки «Сохнущее бельё» (1930), «Завтрак» (1937), «Натюрморт с чайной посудой» (1937), «Натюрморт с чайником» (1938); акварели «Сахарница» (1937), «Натюрморт с плитой» (1938), «Натюрморт с мандаринами» (конец 1930-х). Серия рисунков под условным названием «Пальто на вешалке» (1937–1938), где через мотив «вещь – двойник хозяина» решается портретная тема. Портреты Н.О.Коган (1917–1924), Митурича (1924), М.Аскинази (1936), П.Г.Захарова (1937), С.М.Романовича (1939).

Участвовала в выставке «Всекохудожника» (1936. Москва). Посмертные персональные выставки прошли в Экспериментальной офортной студии им. И.И.Нивинского (1969. Москва), в АГКГ (1977–1978). Работы экспонировались в ЦДЛ (1977–1978. Москва), в ГРМ (1977–1978), в галерее «Ковчег» (октябрь – декабрь 2012. Москва).

Произведения художницы есть в собраниях ГМИИ, ГТГ, ГРМ, АГКГ, Дома-музея В.В.Хлебникова (Астрахань), в частных коллекциях.

Литература:
  • С.Ф.Бобков. Вера Хлебникова. Живопись. Графика. М., 1987.;

Автор статьи: М.Б.Михайлова